- …Нет, в кафе мы не пойдём. Там «прослушка» может быть.
- А где нам тогда без помех пообщаться?
- Лучше на набережной. Сидите спокойно, я подъеду.
На улицах сирийского города Тартус уже по-летнему тепло. Мы с собеседником заняли скамеечку под пальмами и под шум волн негромко разговариваем по-русски.
Где мы есть и где нас ждут?
Порт Тартус - единственный пункт за границей, где у России ещё со времён СССР осталась военно-морская база. Впрочем, база - громко сказано. Плавучая мастерская, 15-20 человек личного состава, два причала, казарма - пожалуй, всё. Расположен объект сразу за портом: забор оцеплен постами сирийской «мухабарат» (по-нашему - госбезопасность). Казарма пустует - техники и моряки живут в городе. Зарплата - 2 тыс. долл. в месяц. Минобороны предпочитает направлять сюда женатых - «во избежание проблем с местным населением». База нашего ВМФ в Тартусе существует давно - с 1971 г.
- Россия не платит за аренду ни копейки, - сообщает источник «АиФ» в дипломатических кругах. - Более того, сирийцы удивляются, почему мы базу не развиваем, не ставим здесь на якорь хотя бы пару эсминцев (класс боевых надводных кораблей. - Ред.). Ведь отсюда нашим судам удобно добираться в любую точку Средиземного моря.
Кроме Сирии ещё три страны хотели бы иметь у себя стоянку российских кораблей. Это Ливия, Йемен и… раздираемое войной Сомали (России там предложили вернуть разрушенную советскую базу в городе Бербера).
Соблазн велик, но… выгодно ли нам это? В условиях кризиса деньгами особо не покидаешься. А конкурировать с американцами из одного принципа - «они налепили по всему свету баз, и мы тоже налепим» - не следует. Наши военные специалисты отмечают, что, хотя содержание базы в Тартусе и обходится России очень дёшево, экономическая выгода от неё весьма существенна.
- В Тартус корабли стали чаще заходить ремонтироваться, - говорит мой собеседник на набережной. - Раньше, чтобы заправить корабль в Средиземном море, запастись провиантом, приходилось гонять его к чёрту на рога. А тут и топливо, и продукты дешёвые. Когда на авианосце «Адмирал Кузнецов» случился пожар, он приплыл в Тартус, и пламя быстро потушили. Кроме того, сейчас мы боремся с пиратством в Сомали. А для этого проще в Сирии обустроить стоянку флота, чем посылать корабли через полмира. Плюс в Сомали часто меняется власть в провинциях. К примеру, город Бербера может оказаться под контролем либо боевиков-исламистов, либо пиратов.
…В Йемене, как считают в наших дипломатических кругах, база нам вообще ни к чему.
На острове Сокотра (именно там её предлагают построить) нет никаких условий, голая земля - и в строительство придётся вложить миллиарды долларов.
- Вот если бы вернули базу СССР в Адене (город в Йемене на берегу залива. - Ред.), где сейчас хозяйничают американцы, - вздыхает источник «АиФ». - Так это совсем другое дело - возьмём без разговоров.
Отношение сирийцев к российской базе самое благожелательное. «Это большой плюс, что русские здесь, - заявляет Имнат, хозяин магазинчика с фруктами. - Конечно, мне странно - почему нет боевых кораблей и отряда морских пехотинцев? Чем больше здесь ваших моряков - тем у нас больше возможностей заработать денег».
Нам дорого, а Китаю впору?
Вопрос о возможном присутствии кораблей РФ в Сирии и Ливии, возможно, будет решаться уже совсем скоро. А что случится с нашей базой в Севастополе? До сих пор неясно. Если Украина в 2017 г. не продлит нам аренду, то выбора не останется: сейчас стран, желающих предоставить порты для наших баз в Средиземном море, хватает, и пока они готовы сделать это якобы бесплатно. Почему «якобы»? На мой взгляд, вопрос о бесплатности спорный. Дело в том, что мы простили Сирии советский долг в 10 млрд долл. Один из сотрудников МИДа РФ признался «АиФ»: долги СССР всё равно никто не возвращает. Например, Куба ни копейки не отдала, а нашу базу там всё равно пришлось закрыть - слишком дорого нам обходилась.
- В то же время свято место пусто не бывает, - отмечает источник «АиФ» в Сирии. - Пример: только мы ушли с Ближнего Востока, как тут сразу появились китайцы. Они строят дороги, возводят плотины. Качество оставляет желать лучшего, но зато дёшево. Теперь слышатся голоса, что Китай - великая держава и ему, как и США, тоже нужны военные базы за рубежом. Уйди мы с Тартуса, его сразу же займут - либо китайцы, либо уже Иран.
К слову, ходили слухи о модернизации сирийской базы, но, похоже, они так и остались лишь слухами. Хотя большинство автомашин на объекте давно требует замены. Поставщики продуктов на базу РФ вспоминают, что в 90-х гг. про базу в Москве забыли и люди выживали как могли. «Помню, в 1996 г. русские здесь не получали зарплату целый год! Ловили рыбу, остальную еду мы привозили им в долг, - рассказывает бизнесмен Мишель (из местных христиан - их в Тартусе примерно половина). - Хорошо, что в России наконец-то поняли важность Тартуса».
- Говорят: зачем нам базы за рубежом, для чего тратить день-ги, когда заводы закрываются? - вздыхает российский дипломат в Сирии. - Боеспособный флот нужен всегда. Но если во времена СССР мы грохнули миллиарды на поддержку режимов, разрешавших нам ставить базы, то теперь всё иначе: наши военные объекты обязаны служить престижу (!) России в мире, помогать быстрому доступу её кораблей в стратегически важные регионы. И, разумеется, не щипать карман налогоплательщика.
…Ссылаясь на нехватку времени, мой собеседник прощается. К воротам базы не подойти - откуда-то сразу появляются сотрудники «мухабарат» и интересуются фотоаппаратом. Приходится щёлкать отвлечённые кадры.
Среди моряков и жителей Тартуса в необходимости военной базы России никто не сомневается. В России же - споры и сомнения. А времени на принятие решения осталось не так много…
P. S. А нужны ли России сейчас военные базы за рубежом? Мнения читателей мы ждём по телефону и по почте. Самые лучшие будут опубликованы в еженедельнике.
Кстати
В мире существует более 120 крупных военно-морских, военно-воздушных и сухопутных баз США. Не менее 5 баз американских ВМС и 7 баз ВВС расположено на территории Турции, Болгарии, Греции, Италии и Испании. Всего же в Европе на американских базах расквартированы около 68 тыс. человек личного состава, 600 боевых самолётов, 700 танков и порядка 480 ядерных зарядов.