8 мая,накануне Дня Победы, историк и специалист по боевым действиям на советско-германском фронте в 1941–1945 гг. Алексей Исаев ответил на вопросы читателей АиФ.ru. Как на самом деле сдавалась фашистская Германия? Почему СССР и Европа отмечают День Победы в разные дни? Какие потери понесли обе стороны в этой битве? Чего больше всего боялся Гитлер, находясь в бункере Рейхсканцелярии? Об этом и многом другом мы поговорили в рамках онлайн-конференции.
Вопрос:Sufler 18:46 05/05/2014
Говорят фашисты воевали в Берлине и после 9го мая это правда?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:07 08/05/2014
Остатки Берлинской группировки пытались прорываться после 2 мая (капитуляции гарнизона города). Некоторые стычки были ещё два – три дня после 2 мая. Но к 9 мая, к капитуляции Германии, всё стихло.
Вопрос:токжигитов калмаханбет 08:27 06/05/2014
Здравствуйте!Кто первым в 1945 году водрузил Знамя Победы в Рейхстаг?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:13 08/05/2014
В журнале боевых действий 3-й ударной армии прямо указывается: «Первым ворвался в здание Рейхстага командир 1-го батальона 380-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии капитан Самсонов». Это середина дня 30 апреля, точнее даже сказать — 14:25. Но тогда знамя вывесили на одном из окон. Позднее было поднято знамя на одной из фигур на крыше здания (знаменитое фото, историю этого знамени Военного совета 3 уд. А о подъёме его Кантарией, Егоровым и Берестом все знают).
Вопрос:Максим Меркулов 15:24 06/05/2014
Добрый день. В печати встречалась информация, что последними защищали бункер Гитлера (или Рейхстаг?) подданные Франции, воевавшие на стороне фашистской Германии. Правда ли это? Спасибо.
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:20 08/05/2014
Сам бункер Гитлера обороняла личная охрана Гитлера численностью около 1200 человек, и французов среди них, по моим сведениям, не было. Собственно центр города (сектор Z) обороняла боевая группа генерал-майора войск СС Монке и части Люфтваффе из министерства авиации под командованием подполковника Зейферта. Однако в боях в Берлине, на подступах к центру города с юга, в составе гарнизона действительно участвовала небольшая группа военнослужащих дивизии СС «Шарлемань» из этнических французов.
Вопрос:Никита Сергеевич из Москвы 16:06 06/05/2014
Приходилось неоднократно слышать о планах эвакуации высшего командования нацистов из осажденного Берлина. Насколько эти легенды соответствуют реальности, и почему нацистские бонзы не покинули столицу Третьего Рейха?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:25 08/05/2014
Надо разделить «нацистских бонз» и высшее руководство рейха. Первые (как их прозвали, «золотые фазаны») действительно устремились из города при подходе к нему Красной Армии. Бежали на роскошных автомобилях, частично они были перехвачены танковой армией Лелюшенко. Высшие политические руководители Третьего рейха — Гитлер, Гиммлер, Борман и часть высших представителей вооружённых сил (начальник Генерального штаба Кребс) — остались в Берлине сознательно, под влиянием Гитлера, считавшего битву за Берлин своим последним сражением, в котором нужно или победить, или погибнуть. Гитлера уговаривали покинуть Берлин, но он стоял на своём. Это уже был человек-развалина с самоубийственными мыслями.
Вопрос:Иван Носов 17:36 06/05/2014
Алексей, существуют множество спекуляций относительно потерь советских войск при штурме Берлина. Каковы они были на самом деле и насколько можно считать их излишними?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:06 08/05/2014
Очень часто спекуляции являются плодом банального непонимания смысла приведённых в книге Кривошеева «Гриф секретности снят» («Потери России и СССР в войнах XX века») данных. 352 тыс. человек — это общие потери в Берлинской операции, включающие не только убитых и пропавших без вести, но и раненых. Объявлять цену штурма Берлина в 300 тыс. человек — это абсурд. Безвозвратные потери в Берлинской операции составили 78 тыс. человек на всех трёх фронтах, 1-м и 2-м Белорусских и 1-м Украинском, наступавших на фронте в 300 км на Берлинском направлении. В боях за Берлин участвовала лишь часть сил, и лишь часть времени ведения операции. Войска отчитывались десятидневными донесениями, в которые бои за Берлин не укладываются, и поэтому приходится прибегать к оценкам. По моим подсчётам, верхней границей потерь в боях за сам город являются 50 тыс. человек общих потерь и 12–17 тыс. безвозвратных (убитые и пропавшие без вести). Это участвовавшие в боях за город армии 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Более реалистичной представляется мне оценка в 35 тыс. человек общих потерь и 10–12 тыс. человек безвозвратных потерь. Это для крупного города — не такие большие потери.
Вопрос:ККузнецов 17:58 06/05/2014
Говорят, маршал Монтгомери чрезвычайно негативно оценивал штурм Берлина, осуществленный Жуковым. Это действительно так?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:27 08/05/2014
Здесь Монтгомери — лицо заинтересованное, так как он сам хотел взять Берлин, но не смог, ввиду стечения политических и военных обстоятельств. Так что к любым его словам по этому поводу нужно относиться критически.
Вопрос:Власов Ю 18:03 06/05/2014
Насколько боеспособной была гитлеровская армия после падения Берлина? Оставшиеся соединения могли продолжать сопротивление в течение долгого периода?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:31 08/05/2014
Скажем так, германская армия в целом уже была неспособна к сколь-нибудь длительному сопротивлению. Однако в её составе ещё имелись боеспособные соединения и даже объединения. К последним можно, безусловно, отнести ГА «Центр» под командованием Шернера, пытавшуюся отойти через Прагу на Запад. Также сохранялись отдельные боеспособные дивизии.
Поэтому штурм Берлина и последующая капитуляция Германии однозначно сохранили солдатские жизни, которых мог стоит силовой разгром ГА «Курляндия», 100-тысячной группировки в устье Вислы и ГА Шернера.
Вопрос:Власов Ю 18:04 06/05/2014
Правда ли. что в последние дни у немцев не существовало Западного фронта, и все боевые действия они вели только для того, чтобы не попасть в советский плен?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:34 08/05/2014
Западный фронт к апрелю 1945 г. рухнул и потерял целостность, но сопротивление немцев не упало до нулевой отметки. Так, довольно тяжёлые бои пришлось вести американцам в ходе ликвидации окружённой в Руре группы армий «Б». Собственно, ликвидация «рурского котла» не позволяла американцам быстро высвободить силы для наступления на Берлин.
Вопрос:Романов Д 18:04 06/05/2014
Какова реальная роль подразделений РОА в освобождении Праги?
Вопрос:Юматов С 18:07 06/05/2014
Правда ли, что советские войска готовились к борьбе с партизанским движением на территории Германии? По какой причине оно так и не началось? Немцы оказались меньшими патриотами, чем белорусы?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:40 08/05/2014
Во-первых, есть очевидный ответ — Германия совершенно официально капитулировала, и её территория полностью была занята войсками союзников. Партизанское движение на оккупированных территориях в СССР существовало в условиях сохранения Москвы, центральной власти в целом и оккупации немцами лишь части территории европейской части СССР. То есть была надежда на перелом в военных действиях. Собственно, отдельные акции немецким «вервольфом» предпринимались до капитуляции, например ликвидация назначенного американцами бургомистра. Во-вторых, любое партизанское движение не может долго существовать без подпитки извне. Белорусских партизан поддерживали, с «Большой земли» летали транспортные самолёты и доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты.
Вопрос:Умник 18:08 06/05/2014
Кто из высших гитлеровских руководителей, кроме Гитлера и Геббельса, покончил с собой накануне капитуляции?
Вопрос:Роднов ЮК 18:09 06/05/2014
Что на самом деле стоит за историями про "миллион изнасилованных немок"? Действительно ли после капитуляции победители развернули грабеж и насилие в отношении мирного населения Германии?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:45 08/05/2014
В боях на территории Германии участвовали большие по численности группировки советских войск (только на берлинском направлении было около 2 млн человек), и чисто статистически в них оказывалось некоторое количество мерзавцев, совершавших преступления различной степени тяжести. Собственно, преступления разного характера происходили и в ходе боёв на территории СССР. В любом случае они расследовались, и принимались жёсткие меры, до расстрелов включительно. Здесь важно отметить, что позиция командования была непримиримой — никакая «месть» и др. отговорки не поощрялись, с негативными явлениями боролись и наказывали за них, невзирая на лица. 2 млн — это вообще чепуха. Масштабы явления исчислялись десятками, максимум сотнями инцидентов в огромной армии.
Вопрос:Бодров ДС 18:12 06/05/2014
Известно, что в последние дни войны началось массовое бегство бывших нацистских деятелей в Южную Америку через Францию и Испанию. Насколько велик был этот поток?
Вопрос:Уваров КК 18:14 06/05/2014
Правда ли, что настоящая капитуляция Германии состоялась в Реймсе, а в Карлхорсте была лишь постановочная церемония для Сталина и Жукова?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:02 08/05/2014
Нет, это не так. Начнём с того, что капитуляцию в Реймсе подписывал Йодль, который с политической точки зрения был никем, всего-навсего начальник оперативного управления Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии (ОКВ). Его как решительного сторонника частичной капитуляции (только перед союзниками) отправили к Эйзенхауэру для переговоров и подписания документа о капитуляции, что стало лишь следствием провала переговоров. Эйзенхауэр проявил себя как честный солдат и настаивал на общей капитуляции. К слову сказать, тогда все помнили, как подписывалась капитуляция Германии в Первой мировой войне и как её потом оспаривали политиканы. Соблюдение всех процедур считалось крайне важным. Поэтому капитуляция в Карлсхорсте, которую подписывал начальник Верховного командования вооружённых сил Германии (вермахта) Вильгельм Кейтель, являлась необходимым этапом в формализации процесса. На даты подписания документов дополнительно наложилась разница во времени между Берлином и Москвой, союзники объявили (именно объявили) о капитуляции Германии раньше.
Вопрос:Годырев Ю 18:21 06/05/2014
Известны случаи, когда японские солдаты продолжали войну спустя десятилетия после капитуляции своей страны. В Германии были примеры чего-то подобного если не на протяжении лет, то хотя бы месяцев?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:13 08/05/2014
В Германии несколько туго с джунглями. Обращаю внимание, что японские солдаты оставались длительное время в малолюдных местах, не на Окинаве даже. Повторение такого в центре Европы было сомнительным предприятием. Имели место лишь отдельные инциденты типа изъятия оружия у подростков, собравших его на чердаке с непонятной целью.
Вопрос:Надежда Корнилова 00:58 07/05/2014
Здравствуйте! Меня интересует настоящая судьба русских военнопленных после 9 мая. Неужели всех кто возвращался на Родину отправляли снова в лагеря, только уже наши?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:47 08/05/2014
Разумеется, ни о каком тотальном осуждении и отправке в лагеря всех военнопленных не может быть и речи. Другой вопрос, что освобождённые военнопленные тщательно проверялись, так как среди них могли затесаться изменники, решившие спасти свою шкуру. Но подавляющее большинство военнопленных из нацистских лагерей благополучно проходило проверку и возвращалось домой.
Вопрос:Сергей Калинин 12:19 07/05/2014
Добрый день. Как долго оборонялась группировка фашистских войск в Курляндии?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:05 08/05/2014
Курляндская группировка немецких войск (в 1945 г. группа армий «Курляндия») оборонялась с осени 1944 г. по май 1945 г. Её несколько раз пытались штурмовать, но, не добившись решительного результата (прорыва к порту снабжения Лиепая), обложили заслонами. Ходила даже шутка про вооружённый лагерь военнопленных.
Вопрос:БЫков я 13:38 07/05/2014
А почему нельзя было оставить штурм Берлина союзникам? Для чего было губить еще миллион советских солдат?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 14:50 08/05/2014
Во-первых, ни о каком миллионе советских солдат, якобы «погубленном» в ходе битвы за Берлин, не может быть и речи. Реальные цифры приведены мной в ответе на один из вопросов ниже.
Во-вторых, штурм Берлина означал капитуляцию Германии и прекращение сопротивления оставшихся немецких группировок (ГА «Центр», «Курляндия», 100 тыс. человек в устье Вислы, в Австрии). Тем самым спасались жизни солдат, противостоявших этим группировкам. Поэтому он (штурм) был необходим. Союзники бы не смогли его осуществить в тех же временных рамках, продлевать же войну было просто глупо.
Вопрос:Дмитрий Рыкин 15:27 07/05/2014
Выбирая между угрозой Германии и СССР, Европа в начале поддерживала Германию, в итоге Европа была повержена. Почему, на Ваш взгляд, сегодня Европа не боится пробуждения фашизма?
С уважением
Дмитрий
Вопрос:игроман 15:45 07/05/2014
был ли у руководства нацистской Германии в последние дни войны шанс добиться сепаратного мира и избежать капитуляции перед Советским Союзом?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:08 08/05/2014
В реалиях 1945 г. — безусловно, нет. Военное руководство союзников и, прежде всего, лично Эйзенхауэр были настроены однозначно. Также на капитуляцию Германии было завязано участие СССР в разгроме Японии, который для союзников на тот момент приобретал большое значение. Вторжение на Японские острова грозило большими потерями, и удар по сухопутью по промышленной базе в Маньчжурии являлся крайне желательным.
Вопрос:Александр Тарков 15:55 07/05/2014
Каков был реальный вклад союзников в победу над фашизмом? Во что бы нам обошлась (цена - сколько жизней, лет и др. ресурсов) самостоятельная победа без участия союзников?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:19 08/05/2014
На Западном фронте (в целом за всю войну) немцы понесли примерно 25 % всех своих потерь убитыми. Понятно, что большая часть приходится на последний период войны, несколько месяцев, которые немцы при подсчётах называют Endkampf. Без союзников задача Красной Армии была бы посильной, но более трудной. Минимум ещё год и несколько сот тысяч жизней.
Вопрос:ОЛЬГА Ш 17:27 07/05/2014
Алексей Валерьевич, действительно ли бой в Рейхстаге продолжался даже тогда, когда над ним было установлено Знамя Победы? Сколько всего знамен оказалось на здании к моменту окончания боев?
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:11 08/05/2014
Разного рода флажков отдельных подразделений на Рейхстаге было множество. Главным, разумеется, было знамя Военного совета 3-й ударной армии.
Бой в Рейхстаге продолжался, так как довольно крупные силы немцев были загнаны в подвал и сдались на следующий день после водружения знамени.
Вопрос:Михаил Г 08:50 08/05/2014
Здравствуйте, меня интересует такой вопрос: в знаменитой эпопее "Освобождение" есть эпизод, где немецкие и советские солдаты вместе спасают гражданских из затопленного метро Берлина. Это выдумка режиссера Юрия Озерова, или подобная ситуация действительно имела место?
Вопрос:Хабаров 09:51 08/05/2014
Когда окончательно завершились боевые действия в Берлине? Правда ли, что последними участниками обороны Рейхстага стали прибалтийские подразделения СС? Спасибо!
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:15 08/05/2014
Да, прибалты в составе воевавшей в Берлине группировки были. Их было немного, но они присутствовали, остатки разбитой в Померании эсэсовской дивизии.
Вопрос:Александр Иванович 10:58 08/05/2014
Расскажите о том, как сдавалась Курляндская группировка немцев. Я читал о том, что в последние несколько месяцев эти части просто сидели и ждали, когда падет Берлин.
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:33 08/05/2014
Насчёт «нескольких месяцев» — это преувеличение. Последняя операция Красной Армии с целью расшатать оборону немцев в Курляндии была, если мне память не изменяет, в марте 1945 г. До этого — в феврале 1945 г. Так что скучать ГА «Курляндия» не давали. Однако, не добившись быстрого успеха, операции в лесисто-болотистой местности сворачивали, потери там были невелики (есть в книге Кривошеева).
Вопрос:Борис 51 12:22 08/05/2014
Продолжались ли боевые действия в Европе после 9 мая 1945 года, каковы были потери советских войск в боях после официальной капитуляции?
Вопрос:Игорь61 13:02 08/05/2014
Алексей Валерьевич , довольно хорошо освещен период штурма Берлина войсками 1 Белорусского и 1 Украинского фронтов , а как дела были у 2 Белорусского фронта в период с 16 апреля по 9 мая мало раскрыты, а ведь он на себя оттянул всю северную группировку противника
Ответы:
Исаев Алексей Валерьевич 15:28 08/05/2014
2-й Белорусский фронт был вынужден в условиях весеннего разлива рек форсировать Одер, причём два русла реки, Ост-Одер и Вест-Одер (восточное и западное русла), с заболоченной поймой между ними. Поэтому операция развивалась достаточно медленно, и ни о каком участии войск фронта Рокоссовского в боях за сам Берлин не было и речи. 2-й Белорусский фронт действительно оттянул на себя 3-ю танковую армию немцев (танковой она была по названию), но при этом именно из полосы фронта немцами были изъяты дивизии Нордланд и Недерланд, которыми они пытались остановить прорыв обороны на Одерском фронте (который у нас ошибочно называют Зееловскими высотами, высоты занимали лишь его часть) и сдержать натиск войск Жукова в направлении на Берлин.
Вопрос:VOC 13:16 08/05/2014
Известно, что в Чехословакии после капитуляции Германии начался геноцид этнических немцев. Как к этому относилось командование советских войск? А в самой Германии были случаи самосуда над бывшими нацистами?
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.