Людмила Иванова-Швец, доцент РЭУ им. Плеханова:
— На Западе, если человек имеет работу, он не бедствует. Причина, во-первых, в растущей экономике, а во-вторых, в грамотной системе оплаты труда. Там нет такой сильной дифференциации зарплат по регионам, как у нас. Бухгалтер в детсаду получает примерно одинаково в любой части страны. При этом действует принцип «чем выше образование, тем выше доход». Не может учитель получать меньше слесаря или водителя. Если человек в США по своей инициативе пройдёт курсы повышения квалификации, ему сразу поднимут зарплату.
Нижней границей зарплаты почти во всех странах является МРОТ, часто это 40% от среднего заработка по стране. Если взять нашу среднюю зарплату в 42 тыс. руб., МРОТ при таком расчёте будет 17 тыс. руб.
Верхней границы нет, но есть рычаги, которые не позволяют одним получать копейки, а другим — миллионы. У нас ввели закон: в бюджетной сфере зарплата руководителей не может превышать зарплату рядовых в 8 раз. Но это не коснулось ни госкорпораций, ни бизнеса, в то время как в Японии или Швеции любое руководство получает только в 3-5 раз больше сотрудников.
Кстати, если сравнивать зарплаты, получится, что наши руководители получают меньше аналогичных западных в 1,5 раза, а рядовые работники — в 5–10 раз. Объяснение звучит такое: зарплата наших топ-менеджеров должна быть конкурентоспособна на рынке. А когда говорят о заработках рядовых, кивают на производительность труда. Раз она низкая, значит, и заработки низкие. Такие двойные стандарты. Западные руководители порой удивляются, насколько наши свободны в своих действиях. Они могут единолично распоряжаться фондом оплаты труда, выводить деньги, банкротить компанию. Такой вольницы там нет. И ещё во многих компаниях за рубежом зарплата руководства привязана к средней по организации. Если она растёт у начальства, значит, растёт у всех.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции