На недавнем выступлении на Генассамблее ООН Петр Порошенко, помимо традиционных обвинений России во всех бедах Украины, заявил об экономическом восстановлении своего государства. Точнее, об имеющихся у него основаниях говорить об экономическом восстановлении: «Полтора года назад экономическая ситуация на Украине была настолько сложной, что мы могли только мечтать о макроэкономической стабилизации. Теперь у нас есть все основания заявить об экономическом восстановлении». В принципе, все «по-честному»: восстановления нет, но почему бы не поговорить?
Кому эти слова были адресованы? Присутствующие там люди — в основном дипломаты, публика воспитанная и привыкшая выслушивать от политиков разного ранга, калибра и гражданства не только мудрые речи, но порой и откровенную чушь. Как, например, в этот раз. Да и кому какое дело, «что там у них», кроме самих граждан многострадальной Украины и сопредельных стран, волей-неволей втянутых в происходящие там процессы. Однако на Украине подобное заявление не могло остаться незамеченным. Получив очередные квитанции на оплату «коммуналки», жители страны стали прислушиваться: не надвигается ли на них с какой-нибудь стороны «экономическое восстановление»? Прислушиваются настороженно, так как знают: все предыдущие заявления об обретении «истинного суверенитета и независимости от российского газа», «развернувшихся реформах» и «европейских перспективах Украины» материализовывались в перехватывающие дыхание цифры в платежках за «коммуналку».
Сложно без иронии отнестись к заявлению Петра Порошенко, но если все же попытаться, то можно назвать вещи своими именами: это очередная ложь, традиционная и неудивительная. Сложно вспомнить, когда Порошенко вообще говорил правду в эфире. У специалистов это называется псевдологией или патологической ложью.
К сожалению для Порошенко, кроме его заявлений есть еще и статистика украинского Минфина, согласно которой индекс промышленного производства в стране за 7 месяцев текущего года составил 84,9% от аналогичного показателя за аналогичный период прошлого года. В частности, по добыче угля этот показатель составил 72,8%, по добыче металлических руд — 88,8%, по металлургическому производству — 91,3%, производству механизмов и оборудования — 85,6%, производству автотранспортных средств — 81,8%, производству пищевых продуктов — 71,4%, поставке электроэнергии, газа и пара — 65,5%.
Правда, выросло производство напитков: 119,8%. Выросло производство химической продукции (141,2%) и готовых металлических изделий (107%). Однако эти отдельные и крайне редкие показатели роста никаким образом не дают «оснований заявлять об экономическом восстановлении».
Украина продолжает терять целые отрасли. Свежий пример — анонсированное в октябре 2016 года как большая «перемога» создание совместного предприятия запорожской «Мотор-Сичью» и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co на днях превратилась в очередную «зраду». К удивлению Киева, китайские партнеры оказались не инвесторами всемирно известного украинского производителя моторов, а покупателями этого предприятия. Прозрев, на днях эту сделку с китайцами попыталось заблокировать СБУ, дабы «воспрепятствовать возможной ликвидации запорожского предприятия». Вряд ли это поможет Украине сохранить у себя «Мотор-Сич». По крайней мере, в рабочем состоянии. Ведь кроме запретов на сотрудничество с Россией, без которого «Мотор-Сич» выжить не в состоянии, нынешняя власть ничего предложить не может: ни кредитов, ни новых рынков сбыта. Как, впрочем, и многим другим предприятиям и целым отраслям. А мозги, руки и технологии украинского двигателестроения постепенно переместятся в Китай и Россию вслед за авиаторами «Антонова» и ракетостроителями «Южмаша».
Единственный формальный повод для экономической радости у Порошенко — размещение еврооблигаций на 3 миллиарда долларов со сроком погашения бумаг в 15 лет. Стоимость заимствований — 7,375% годовых, что выше, например, стоимости нигерийских долговых обязательств. Куда пойдут полученные средства? Нет, не на развитие отечественного производства, — не до этого нынешней «власти» — а на отсрочку неизбежного коллапса. Это еще один хомут на шею будущим поколениям граждан Украины. И то, что Украина предпочла увеличение срока выплат снижению доходности еврооблигаций, только подтверждает эту мысль.
Если на отказ Украины от погашения долгов России в западных финансовых институциях смотрят сквозь пальцы, то себе любимому несогласованный невозврат долгов Запад не прощает. Поэтому украинский Минфин сообщает: часть вырученной валюты предназначена для выкупа облигаций с погашением в 2019-2020 годах. Так украинское правительство пытается снизить выплаты кредиторам в этот пиковый период (в 2019 году на погашение внешнего долга необходимо будет направить $4,729 млрд и $1,738 млрд — на обслуживание, в 2020 году предстоят наибольшие выплаты: $5 млрд и $1,884 млрд соответственно).
В целом по внешним обязательствам Украина должна выплатить в 2018-2022 годах $28,709 млрд (на основные выплаты должно быть выделено $18,78 млрд, а на проценты — $9,9 млрд).
Для чего это нужно и в чем радость Порошенко? Да просто в том, что его единомышленникам не придется отвечать, как они надеются, за все то, что они наворотили в экономике за время своего пребывания у власти (о политике и пр. разговор отдельный). И отдуваться за их экономические грехи и преступления будет уже другая команда.
Вероятно, чтобы Порошенко радовался не в одиночку, украинская власть бросила косточку своим пенсионерам: на октябрь запланировано повышение пенсии для большинства пенсионеров на целых 46 гривен. Чтобы ни в чем себе не отказывали. В масштабах украинской пенсии величина заметная, порой в несколько процентов, а в масштабах цен на продукты питания и «коммуналку» — практически бессмысленная.
Глядя на обычно довольное выражение лица Порошенко во время его выступлений, можно вспомнить слова одного из главных героев «Собачьего сердца»: «А может, я красивый?» Да, а еще и сексуальный в скучной Европе. Очевидно, говоря об экономическом восстановлении, Порошенко имел в виду исключительно самого себя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции