Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
Госдума, похоже, всерьёз собралась обсуждать заморозку роста зарплат чиновников: мол, это сократит пропасть между богатыми и бедными. Затея неплоха, но депутаты, похоже, не помнят, что ежегодно утверждают бюджет страны, финансирующий эти зарплаты. Поэтому никакой новый закон не нужен: достаточно должным образом отрегулировать бюджет.
Депутаты, скорее всего, не знают, что зарплаты большинства чиновников даже среднего уровня невелики и даже в федеральных министерствах начальники часто вынуждены из своего кармана доплачивать специалистам: на одну зарплату, даже с премиями, нормально жить нельзя.
Неведомо им, наверное, и то, что главное неравенство не в доходах, а в имуществе: благодаря либеральным реформам, по оценкам (может, завышенным, но явно несильно), 1% российских семей владеет 71% всей частной собственности в нашей стране.
При этом, несмотря на разговоры об этом «зарплатном» законе, у власть имущих нет и мысли о помощи бедным — о гарантии реального прожиточного минимума для всех (что на самом деле вполне по силам бюджету), о прогрессивном налогообложении доходов (администрирование которого не сложнее налога на квартиру, что бы там ни говорили) с освобождением от него нищих, о восстановлении социальной сферы.
Самое же пикантное — рост своих зарплат депутаты ограничивать, похоже, не хотят.
Резон есть: народные избранники могут не считать себя чиновниками. Но тогда, отказываясь от чиновных обременений, они должны отказаться и от чиновных благ: высоких зарплат, особых пенсий и соцобеспечения — от самого статуса «чиновника категории А».
Иначе возникает впечатление гремучей смеси политиканства, безответственности и безграмотности, возможно, отражающее состояние ряда парламентариев и объясняющее их превращение в посмешище, но не становящееся от этого терпимым. Депутаты должны служить народу, а не заниматься административным экстремизмом, дискредитируя власть и разжигая к ней ненависть.