Сейчас интервенции Центробанка на рынке минимальны. Так что валютный курс, который мы имеем, — это объективная стоимость рубля по отношению к евро и доллару. На мой взгляд, данный курс объективен и справедлив.
Рост национальной валюты возможен только при соблюдении определённых условий. В частности, нам надо расширить круг стран-партнёров. До сих пор ориентиром для нас была Европа. И это неплохо. Это был серьёзный шаг по нашей кооперации, созданию многочисленных совместных предприятий. Но другие регионы мы совсем упустили. И сегодня нам показали, что это неправильно! Надо начать использовать потенциал в отношениях со странами Латинской Америки, Персидского залива, азиатского и тихоокеанского регионов. Когда мы наладим со всеми перечисленными регионами полноценный двусторонний диалог, будем приобретать их продукцию, предлагать им свою, тогда и начнётся рост рубля.
Кроме того, необходимо уменьшить налогооблагаемую базу, пусть даже несущественно. Знаю, что правительство не согласно со мной. Но я уверен: надо дать понять российскому бизнесу, в первую очередь, среднему и малому, что у государства есть внутренние резервы. И мы готовы жить, не напрягая в эти не совсем простые времена бизнес. Если мы индивидуальным предпринимателям подадим такие серьёзные сигналы, подчеркнём, как важно их развитие для нашей страны. Если мы не будем говорить о дополнительном налоге с продаж в размере трёх процентов, а, наоборот, снизим для них налоговую нагрузку (пусть и на символический один процент), это будет серьёзная помощь и поддержка.
Сегодня Россия получает примерно 530 миллионов долларов от продажи нефти, самого доходного своего товара.
Принято считать, что, если упадут цены на нефть, случится катастрофа. Но один представитель нефтяной отрасли мне сказал, что даже если нефть в течение года будет стоить 60 долларов за баррель, то они выстоят. Перестанут инвестировать, развиваться, но выживут. Причём налоги и зарплату будут платить исправно. И поговорив с ним, я внутренне успокоился. Сейчас мы действительно получаем гораздо больше от продажи нефти, чем можем получать в будущем, но это не критично. Нефтяные компании могут поработать над вопросом себестоимости. Ведь сколько непрофильных активов приобретают нефте- и газодобывающие компании! Какие огромные социальные пакеты они имеют! Так что резерв для работы над собой, над снижением себестоимости тут огромный.
Также надо учитывать, что иностранный бизнес от России не отвернулся. Германия участвует в режиме санкций против нашей страны, но отдельные немецкие компании, например «Сименс», по-прежнему готовы сотрудничать. Иностранные инвестиции сейчас стали очень важным фактором, который способен влиять на укрепление рубля. Необходимо активизировать сотрудничество с Китаем, исламскими банками, которые представлены во всём мире. Это огромный резерв, которым мы должны шире пользоваться. Банкиры готовы внести инвестиции до 100 млрд долларов.
И стабилизационный фонд, накопленный в «жирные» годы, не должен храниться за границей. Будет абсолютно правильно, если мы эти деньги привлечём в экономику нашей страны, например в развитие транспортной инфраструктуры. Давно уже говорится о высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань. А сегодня и Китай готов поучаствовать в этом проекте, продлив магистраль до Пекина.
В общем, ничего страшного российскую экономику не ждёт. Просто изменились условия. Друзья оказались не друзья вовсе, а просто партнёры, да ещё и не самые доброжелательные. Ничего! Остановимся, осмотримся, сориентируемся — и пойдём вперёд. Жизнь не остановится!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции