Владислав Иноземцев, д. э. н., завкафедрой мировой экономики факультета государ-ственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.
Правительство утвердило новую редакцию госпрограмм, на которые до 2020 г. потратит 80 (!) трлн рублей.
Сама по себе цифра поражает - она означает, что за 7 лет по данным направлениям предполагают израсходовать 5 федеральных бюджетов. Не менее странно выглядят и отдельные цели расходов.
Миллиарды - в рейтинги
Например, до 2018 г. 1,55 трлн руб. направят на реализацию программы «Управление федеральным имуществом», хотя имущество и так должно приносить доход, а не требовать дополнительных трат. Правительство снова побаловало себя расходами и на забытую было модернизацию: 444,5 млрд руб. выделят на подстёгивание «инновационного сценария развития», «снижение административных барьеров в экономике», «создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции» и «сбалансированное пространственное развитие РФ».
Цели - повышение с 9,2 до 25% доли организаций, осуществляющих технологические новации, продвижение России в рейтинге Doing Business (оценивает условия ведения бизнеса в той или иной стране. - Ред.) со 120-го на 20-е место к 2018 г. и рост занятости на малых и микропредприятиях.
Однако 444,5 млрд руб. (12,5 млрд долл.) только на инновации - ничто. Для сравнения: в США бюджет тратит лишь на один инновационный сектор - Национальные институты здоровья - более 30 млрд долл. в год, причём без всяких «распилов». У нас же средства будут распылены между разными подпрограммами, и их движение заинтересует скорее не экономистов, а прокуроров.
Продвижения в рейтинге Doing Business на 100 позиций менее чем за 10 лет удалось добиться лишь Грузии - в ходе радикальных реформ и в условиях помощи со стороны Запада. Мы сейчас входим в полосу экономической «закрытости», страна столкнётся с нехваткой кредитных средств и экспортными ограничениями, так что наши позиции в большинстве рейтингов лишь ухудшатся.
Снять с «ручника»
В мире накоплен большой опыт инновационных прорывов. Например, поддержка компаний, которые экспортируют промышленные товары, и ужесточение отношения к тем, кто неконкурентен на мировом рынке. Это основа японского прорыва 1960-х и 1970-х. Но мы к этому не готовы: нам милее сохранение убыточных моногородов и поддержка «государственных чемпионов».
Другой вариант - введение стандартов, когда в оборот поступает бензин более высоких марок, запускаются в серию новые двигатели, отметаются старые строительные нормы. У нас же государство традиционно стоит стеной на этом пути: Строительные нормы и правила (СНиПы) 1970-х годов хороши тем, что за неизбежное отступление от них можно собирать мзду, а решение о переходе на бензин стандарта Евро-3 в 2011 г. торпедировала... «Роснефть».
Можно, если ничего не помогает, просто поощрять конкуренцию, чего в России с её «национальным поисковиком», «национальной платёжной системой» и, разумеется, главным «национальным достоянием» как не было, так и нет.
Сама экономика России - снижение темпов её роста с 4,9% в первом квартале 2012 г. почти до 0% в наши дни - даёт простые ответы на все вопросы. Чтобы «машина» поехала быстрее, не снять ли её с «ручника»: уменьшить число чиновников, облегчить ведение бизнеса, снизить налоги? И для этого не нужно тратить миллиарды, зато в итоге могла бы получиться бюджетная экономия...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции