Одно из важных «экономических дел» в условиях санкций и политики импортозамещения — это как можно быстрее выработать оптимальный механизм госзакупок. Поэтому в России специально создают электронный каталог товаров, работ и услуг. В опытном режиме его запустили 15 ноября.
Между тем в Татарстане такой онлайн-каталог собственной продукции уже успешно протестировали и начали таким образом анализировать рынок.
Десять цифр
Пилотный проект — электронный каталог татарстанской продукции — не просто показывает покупателям, какие товары производят в республике, но и объясняет, чем они лучше импортных. По словам Артёма Здунова, министра экономики Татарстана, в каталоге зарегистрировались уже около 50 предприятий. Они выставили на продажу более 1,5 тыс. товаров. Особенно заинтересовались ресурсом компании из крупных городов — Казани, Набережных Челнов, Альметьевска. Не отстают и заводы в райцентрах — Бугульме, Зеленодольске, Лениногорске. Речь не только о крупных молочных, хлебобулочных и строительных производствах, но и о малых предприятиях, например фабриках красок. А теперь в каталоге представлена и продукция индивидуальных предпринимателей.
На сайте kp.agzrt.ru любой покупатель может получить справку о производителе, увидеть, как выглядит продукт, сравнить цены разных предприятий, найти пункт мелкооптовой отгрузки. Среди популярных ежедневных запросов трубы, молоко, краски, хлеб и творог. В каталоге товары получают не общероссийские шестизначные коды, а 10-значные, они подробно описывают каждую позицию. Так покупатель понимает, что перед ним не абстрактная труба, а полипропиленовая, с конкретным диаметром и толщиной стенки. В 10-значные коды уже перевели около 50 тысяч наименований стройматериалов, на очереди сельхозпродукция.
Свободная ниша?
Каталог поможет и продавать товары, и повышать их конкурентоспособность. Импортные продукты к нам завозят, потому что наши уступают по качеству, цене или их... не существует. А тогда не пора ли занять эту инвестиционную нишу? Если же товар есть, то пусть станет лучше и дешевле. Иначе получается, что в Татарстане 6 производств полипропиленовых труб, но покупатели заказывают трубы в... Турции.
«Любую проблему можно решить, если есть инструмент и навык, — убеждён Яков Геллер, гендиректор Агентства по госзаказу РТ. — Электронный каталог — это тот самый инструмент. Чтобы продавцы и покупатели научились им пользоваться, мы каждую неделю проводим для них семинары. Вскоре запустим механизм, который поможет покупателям влиять на качество татарстанской продукции, одним кликом компьютерной мыши подсказывая продавцам, в чём их продукция проигрывает импортной. Такие отзывы заставят предприятия задуматься о повышении качества товаров, снижении их себестоимости или создании новых востребованных продуктов. Только так можно повысить конкурентоспособность и решить задачу импортозамещения».
Артур Николаев, зампредседателя правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— Благодаря каталогу покупатели увидят, с какими поставщиками они будут иметь дело, кому смогут предъявить претензии. Важно, что через каталог связи строят напрямую с производителями, исключая посредников. Это поможет предприятиям. Сейчас все силы они бросили на реализацию продукции. Каталог поможет им в этом, сэкономив их силы для производственных задач — повышения качества продукции, сокращения издержек, модернизации оборудования, внедрения новых технологий.