В чём причина подорожания?
Несмотря на то что цены на нефть упали до четырёхлетнего минимума, автомобилисты платят за бензин всё больше. Анализ аналитического центра Минэнерго показал, что за последние 12 месяцев стоимость Аи-95 поднялась на 15%. Причиной столь ощутимой прибавки называют повышение акцизов (+3,2%) и инфляцию (+8%). Кроме того, рост цен во многом «подогревается» перебоями в поставках горючего.
«В российских регионах нет дефицита моторного топлива и авиакеросина», - заявил на последней встрече в штабе Минэнерго Александр Новиков, представитель ситуационно-аналитического центра министерства.
Однако на прошлой неделе автомобилисты многих российских городов жаловались на перебои с поставками топлива. Так, 10 октября очередь за бензином выстроилась на АЗС Иркутска, а 13 октября в Красноярске на АЗС «Красноярскнефтепродукт» Аи-95, действительно, продавали только по талонам. Сообщения о нехватке топлива поступали и из Новосибирской области.
В СМИ появились данные Центрального диспетчерского управления ТЭК: в период с 7 по 13 октября запасы бензина снизились на 5,2%, дизтоплива - на 4,3%. Но производить топлива при этом стали больше на 1,9%. Куда же оно тогда девается?
Кто создаёт дефицит?
Чтобы контролировать цены на нефтяном рынке, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала нормативы минимальных продаж для тех, у кого заправочные станции закупают большую часть топлива, - крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Это объединения компаний с разной специализацией, которые вместе охватывают весь процесс производства - от разведки и добычи нефти до её транспортировки. На уже упомянутой встрече в штабе Минэнерго подтвердили, что ВИНКи выполняют установленные нормативы.
Объём бензина, который они отправляют на экспорт, также ограничен. Эти поставки идут в основном в рамках межправительственных соглашений и не превышают 4% произведённой продукции.
Получается, что объективных причин для дефицита топлива нет, но дефицит на заправках есть. И он «разгоняет» цены. Быть может, нехватка создаётся искусственно?
Именно такое подозрение и возникло у ФАС, ведь известно: рост цен на бензин в большой степени зависит от биржевых торгов. В ценовом сговоре и контроле поставок подозревают трейдеров, которые в погоне за прибылью не обращают внимания на интересы покупателей - и конечные потребители вынуждены закупать топливо по завышенной цене как дефицитный товар. Служба уже начала официальное расследование.
«Мы пока никого не обвиняем, но уже собрали довольно большую информационную базу», - говорит её руководитель Игорь Артемьев.
В этом есть ещё одна сторона. Периоды пикового спроса привлекают и нелегальных производителей топлива, и доля суррогата может достигать 10-20%. Хотя рост цен порой провоцируют и сами АЗС. Независимые продавцы не могут заранее предугадать уровень спроса и, не желая рисковать, не заключают долгосрочных контрактов с ВИНКами. А в периоды ажиотажного спроса требуют от нефтяных компаний срочных дополнительных поставок - вне утверждённых квот.
К примеру, правительство Иркутской области недавно обратилось к «Роснефти» с предложением увеличить объёмы поставок топлива. Несмотря на то что у крупных компаний есть свои утверждённые в соответствии с нормативами планы, они, как правило, идут навстречу АЗС, чтобы не оставлять автомобилистов без бензина.