Дмитрий Орешкин, политолог
А недавно сокрушался министр финансов Антон Силуанов: число госслужащих в Северо-Кавказском федеральном округе непомерно велико: если в среднем по РФ на 1000 жителей приходится 1,8 чиновника, то в Ингушетии - 4,6, в Чечне - 3,5. При этом в той же Чечне у госорганов почти в 4 раза больше служебных авто, чем в среднем по стране.
Оба заявления неслучайны. Власть показывает, что её недремлющее око всё видит и за всеми следит. Но я сомневаюсь, что проблема северокавказской расточительности будет быстро решена. Центру приходится выбирать: продолжать щедро оплачивать относительную стабильность на этой территории или заставить кавказских начальников считать деньги. Но на носу Сочинская Олимпиада, поэтому резких шагов не последует. Если ущемить клановые интересы, кланы могут ответить - как умеют. Где-то что-то взорвётся, например… «Ворошить муравейник» власть пока не рискнёт.
У многих россиян сложилось представление, что северокавказские республики только и делают, что жируют за счёт «русских» регионов. На самом деле субсидии получают далеко не только на Кавказе, просто никто не говорит, например, что «хватит кормить Бурятию». Надо пересматривать региональную политику в целом, устранять перекос: если в
90-е у нас было 20-25 регионов-доноров, то сейчас всего 10-12. Надо дать территориям возможность развивать бизнес, увеличивать налогооблагаемую базу... Это вечная проблема центральной власти: или иметь сильные и самостоятельные регионы, с которыми приходится считаться, или регионы будут бедными, но зависимыми и послушными. В последние годы Кремль между развитием и контролем выбирал контроль. Но вот незадача: денег в казне становится всё меньше, накормить всех страждущих - всё труднее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции