Примерное время чтения: 6 минут
603

«Между молотом и наковальней». Как Росстат угождает властям и населению

Министерства финансов и экономического развития России не исключают, что к концу этого года темпы роста потребительских цен могут замедлиться. По словам главы Минфина Антона Силуанова, уровень инфляции будет зависеть от урожая, прогнозы по которому достаточно позитивные. Не исключает министр и того, что цены будут слабее расти и в 2014 году, однако для этого необходимо предпринять определённые меры, в частности заморозить цены на услуги естественных монополий.

Какой будет инфляция в этом и, уж тем более, в следующем году, покажет время. Сегодня россиян волнует, насколько продукты дорожают сейчас, что происходит с ценами на Дальнем Востоке, пострадавшем от рекордных паводков, а также каким образом российское статистическое ведомство высчитывает размер инфляции. На эти и другие вопросы ответил руководитель Росстата Александр Суринов в рамках пресс-конференции в «АиФ».

АиФ.ru: Александр Евгеньевич, каким образом Росстат рассчитывает уровень инфляции?

Александр Суринов: Статистика — это наука о среднем, и в конце XIX века у неё даже название такое было — социальная физика, изучение явлений массового социума. Это всё среднее, а среднее — это всегда абстракция, поэтому мы должны понимать, что это средние значения цен, а инфляция кого-то касается выше, кого-то ниже, кого-то бьёт сильнее, кого-то меньше.

Наши методики сделаны на основании резолюции международной организации труда, которая определяет главные принципы измерения инфляции, а также руководства Международного валютного фонда. И на основе этих двух рекомендаций международных организаций мы сделали нашу национальную методику. Нас регулярно проверяют, довольно жёстко проверяют. Мы работаем так же, как наши европейские коллеги, так же, как наши коллеги из других стран, не все работают без ошибок, но в целом политику мы соблюдаем.

АиФ.ru: Россияне часто говорят, что Росстат в своих оценках необъективен…

А. С.: Простые потребители говорят, что Росстат не так считает цены, на самом деле цены выше, растут быстрее. Есть и другой класс потребителей — это власти, особенно региональные, которые говорят: «Вы неправильно цены регистрируете, цены намного ниже, и растут они не так быстро, как вы регистрируете». Так мы оказались между молотом и наковальней. Поэтому мы говорим властям: «У вас есть Департамент потребительского рынка, давайте фиксировать с нами. Мы определили магазины, докажите, что наши магазины неправильные». Представители власти ходят с нами по магазинам, проверяют, так ли мы фиксируем, и после таких совместных походов власти часто успокаиваются.

Читайте также: Росстат рассказал, кто на самом деле врёт о статистике >>

АиФ.ru: Какое количество товаров наблюдает Росстат?

А. С.: В России наблюдается 400 товарных групп. Есть страны, где меньше товаров наблюдается, в США, например, около 300, есть страны, где 2 тысячи товарных групп. Мы проверяли математически и выяснили, что мы неплохо измеряем изменение цен. Каждый месяц Росстат фиксирует 622 тысячи котировок цен, это довольно серьёзно с точки зрения статистики.

Каждое изменение цены имеет свой вес, в зависимости от доли товара, услуг. Мы наблюдаем цены не всех товаров, только товаров-представителей. Основанием добавления продукта в наш набор является тот факт, если его доля превышает одну десятую потребительских расходов, тогда Росстат обязательно включает его в свой набор.

Цены считаются следующим образом: наш регистратор ходит в магазины, где регистрирует цены, например, на колбасу любительскую определённого производителя, и через неделю он должен фиксировать стоимость именно этой же колбасы. Если товар уходит, мы должны придумать, как его заменить.

После того как регистраторы списывают ценники, эта информация вносится в терминал и передаётся в территориальный орган Росстата, в наш главный вычислительный центр, а затем данные публикуются.

АиФ.ru: Можно ли как-то узнать, насколько выросли цены в определённом городе за определённый период?

А. С.: Несколько дней назад на сайте Росстата мы стали публиковать цены по городам на полный набор товаров и услуг. Там вы можете проверить нас, покупали ли вы по таким ценам, какие указаны на нашем сайте, в это время в своём городе. Этот проект запущен в пилотном режиме, до конца года мы выслушаем критику, и уже со следующего года это будет эксплуатироваться в промышленном режиме.

АиФ.ru: В СМИ неоднократно появлялась информация, что из-за паводков на Дальнем Востоке резко растут цены на продукты питания. Зафиксировал ли Росстат подобную тенденцию?

А. С.: В регистрации цен на Дальнем Востоке ажиотаж зафиксирован не был. Несмотря на сложные погодные условия, наши коллеги там работают и регистрируют цены. Сами цены где-то выше, где-то ниже, но каких-то революционных вещей не происходит. Мы посмотрели на продукты, которые население любит закупать в тяжёлых условиях: соль, сахар, спички, — роста цен не наблюдается.

Если посмотреть на восстановление домов, взять строительные материалы, тоже видно, что особых резких изменений не зафиксировано пока, может, что-то будет, но пока мы не зафиксировали. На бензин уровни цен сложились в зависимости от политики компаний, которые представляют бензин на данных территориях. В коммуналке властям тоже удаётся сдерживать.

АиФ.ru: Начиная с 2011 года уровень инфляции в России стал падать. Считаете ли вы низким нынешний рост цен?

А. С.: Если посмотреть на нашу инфляцию, она сохраняется довольно высокой. Если потребитель считает наши цифры в 4–5 процента низкими, это не так, для стран с рыночной экономикой эта инфляция является высокой. Это, конечно, не гиперинфляция, но достаточно высокая. Она требует серьёзного внимания к себе. 

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах