Дмитрий Орешкин, политолог, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
По его словам, если в среднем по России на эти цели уходит 1,5 тыс. руб. на 1 тыс. населения, то в Кабардино-Балкарии - 2 тыс. руб., в Чечне - 3 тыс. руб. По данным Минфина, в СКФО и конкретно в Чечне значительно завышено финансирование автопарка госслужащих.
Люди, отвечающие за расходование госсредств, разумно отмечают, что выделенные северокавказским республикам деньги расходуются неэффективно, грубо говоря - разворовываются. Класс бюрократов там непропорционально велик и, следовательно, непропорционально дорог. В частности, это касается чиновничьих авто. Некоторые политики полагают, что это плата за стабильность. А я называю это механизмом коррупционной скупки лояльности: давая деньги и закрывая глаза на то, как они тратятся, власть имущие требуют поддержания видимости мира. Всё хорошо, пока финансов много. Но когда снижаются экономические показатели, звучат предложения урезать материнский капитал и т. д., данный подход может привести к непониманию у большинства граждан. Интернет переполнен съёмками кортежей из десятков роскошных автомобилей, на которых катаются кавказские руководители, а в мегаполисах их детишки гарцуют на джипах и спорткарах. Не секрет, что перечисленные миллиарды оседают в карманах местных вельмож, многие из которых в прошлом были боевиками, а простой народ при этом живёт в крайней бедности. Однако на оптимизацию перечислений в южные регионы, по моему мнению, федеральный центр пойдёт в последнюю очередь. Подрыв лояльности тамошних элит может стать самоубийственным шагом, ведущим к конфликту. Придётся платить и дальше, а экономить - на здравоохранении, образовании, социалке прочих российских территорий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции