Владислав Иноземцев, д. э. н., завкафедрой мировой экономики факультета государственного управления МГУ им. Ломоносова
Где моя деревня?
В то же время земля слабо используется и для частного строительства: в России земли населённых пунктов занимают лишь 1,2% территории (в Германии, для сравнения, - более 9,5%).
Если говорить о сельском хозяйстве, то тут важнейшие проблемы - неразграниченность прав собственности на землю между различными государственными органами и сложность изъятия из частной собственности необрабатываемых участков. Боюсь, что принятие нужных законов и проведение необходимых процедур займут годы, если не десятилетия. Почему бы тогда не решиться на радикальный шаг: объявить, что любой гражданин России и любое российское предприятие имеют право в уведомительном порядке занять пустующие сельскохозяйственные площади и вести на них аграрное производство, не предполагающее капитального строительства? Это не ущемит интересы ни государства, ни собственника, если они не имеют возможности или желания обрабатывать землю. Можно даже пойти дальше и установить, что пять последовательных лет обработки позволяют выкупить землю по кадастровой цене. Убеждён: только в случае создания массированного давления на власть и на неэффективных собственников «снизу» можно получить хоть какой-то результат. Потенциально эффективные производители должны доказать свою заинтересованность в работе на земле и во владении ею.
Второй исключительно важный вопрос - это вопрос о земле под частное строительство. Сейчас сотка земли в радиусе 20-40 км от Москвы стоит в среднем в 2,5-3 раза дороже, чем на таком же расстоянии от Нью-Йорка. При этом земля поделена на категории, и цены на земли сельхозназначения отличаются от цен на земли поселений в 6-20 раз. Однако Московская или Ленинградская области не могут быть отнесены к аграрным центрам: зерновых тут собирается менее 0,4% от общероссийского производства, а тепличные хозяйства, молочные фермы или птицефабрики не занимают тысяч гектаров. Не стоит бороться за «сельхозку» там, где земля гораздо более необходима для комфортного проживания. В радиусе 100 км от Москвы и Санкт-Петербурга, 50 км от городов-миллионников и 30 км от региональных центров стоит отменить разделение земель на категории и разрешить её свободную покупку для жилищного строительства. Это уничтожит огромный коррупционный рынок, понизит цены, даст возможность сотням тысяч людей построить своё жильё, откроет новые перспективы перед строительной отраслью и производителями стройматериалов, создаст миллионы рабочих мест. Сельское хозяйство - высокоэффективное и специализированное - сосредоточится в самых приспособленных для этого регионах: в Черноземье, на юге России, в Поволжье, на юге Западной Сибири, на Алтае. И это нормально: в США, самой успешной аграрной державе, никто не озабочен недостатком пашни в окрестностях Вашингтона или Бостона.
На городской почве
Наконец, третья тема - это земля в городах. В отличие от большинства успешных стран в этой сфере в России почти нет места частной собственности, а во многом и свободной конкуренции. С одной стороны, над владельцами недвижимости висит постоянная угроза изъятия земли под городские нужды (например, на строительство новой дороги или спортивного сооружения). Будет земля закреплена в собственности - у власти станет куда меньше возможностей для волюнтаризма, усилится давление общества на бюрократию. С другой стороны, не существует рынка аренды земли: «вопросы решаются» через конкурсы, на которых побеждают одни и те же участники. Давно пора продавать права аренды земли под строительство исключительно на аукционах, причём стартовая цена должна определяться не кадастровой оценкой, а независимыми оценочными компаниями. Эти меры могут резко повысить наполняемость городских бюджетов по всей России.
Иначе говоря, отношения с землёй в России нуждаются в радикальной либерализации. Ничто не должно в будущем препятствовать обработке земель в зонах, благоприятных для ведения сельского хозяйства. Ничто не должно сковывать развитие малоэтажного и частного строительства вокруг крупных городов. И наконец, собственность на землю в самих городах должна стать совершенно обыденным явлением. В противном случае до скончания века Российское государство будет «охранять» богатства страны от её собственных граждан.
Другое мнение
Иван Стариков: Пашня или болото? - Земля в России используется |
||||