В один из понедельников августа 1998 г. большинство из нас резко обеднело. Правительство России заявило о невозможности расплатиться по долгам - дефолте. Курс рубля по отношению к доллару резко упал, и сбережения людей обесценились.
15 лет спустя, в августе 2013 г., рубль также теряет позиции, а экономика, похоже, вошла в фазу падения. Мы на пороге новой финансовой встряски? Можно ли проводить аналогии между 1998-м и 2013-м?
Что произошло в 1998 г.?
Главной причиной дефолта 1998 г. считается обрушение пирамиды государственных казначейских обязательств (ГКО). По официальной версии, из-за низких цен на нефть (порядка 15 долл. за баррель) и неэффективной экономической политики, которая привела к спаду производства и оттоку капитала из страны, госбюджет постоянно испытывал недостаток в деньгах. Чтобы закрывать дыры, государство выпустило эти самые ГКО и, стремясь привлечь инвесторов, установило по ним завышенные ставки. Уже к началу 1998 г. выяснилось, что выплаты по ГКО в два раза превышают все доходы государства.
Одни считают, что к этой ситуации привела неопытность высших чиновников страны в условиях новой рыночной экономики.
«В марте 1998 г. в Россию приезжал замминистра финансов США Лоуренс Саммерс. На встречу с ним пришли члены правительства, - вспоминает Евгений Ясин, научный руководитель НИУ ВШЭ, в то время министр РФ, участник этой встречи. - И он говорил потом, что мы совершенно не понимали всей серьёзности ситуации».
Другие уверены, что виной всему алчность.
«Происходило обыкновенное разграбление бюджета, - считает Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. - Стоила бы нефть не 15, а 200 долл. за баррель - и эти бы доходы украли. Схем было несколько. Например, государство брало деньги из бюджета и размещало их на счетах в олигархических банках. Потом заявляли: средств в казне нет, поэтому надо выпустить ценные бумаги, которые покупали те же самые банки на те же самые госденьги...»
Повторится ли ситуация?
«С преддефолтной ситуацией в августе 1998 г. сегодняшнюю Россию роднит разве что отток капитала, - говорит Валерий Миронов, замдиректора Института «Центр развития» ВШЭ. - Госдолг даже с учётом долга корпораций ниже накопленных золотовалютных резервов. Цена на нефть - более 100 долл. за баррель (критичная для нас - 50-60 долл. за баррель).
Что касается ослабления рубля, то это традиционное для августа явление. Во-первых, россияне выезжают на отдых за границу и массово скупают валюту. Во-вторых, по итогам первого полугодия компании выплачивают дивиденды своим зарубежным акционерам (их у российских компаний, поголовно зарегистрированных в офшорах, очень много).
Интернет-опрос | |
---|---|
Ждать ли грандиозного обвала рубля в обозримом будущем?
Всего голосов: 507. Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU |
Дивиденды выплачиваются в валюте, так что спрос на неё повышается. В-третьих, в августе, как правило, уходят на отдых трейдеры (те, кто продаёт и покупает ценные бумаги и валюту на финансовых рынках). Они, опасаясь, что у них не будет доступа в Интернет, на всякий случай переводят свои активы в валюту».
С другой стороны, вернуть свои позиции предстоящей осенью рубль вряд ли сможет. Российская экономика, скорее всего, уже на спаде (во втором квартале рост был всего 0,1%). А это прежде всего психологический удар по инвесторам - они бросятся выводить деньги, что ещё больше может ослабить позиции рубля».
Нужно ли нам «уронить» рубль?
После резкого падении курса рубля (девальвации) в 1998 г. российские товары оказались гораздо дешевле своих импортных аналогов. В стране начался резкий рост производства. Может быть, и сейчас правительство решит вытянуть российскую экономику с помощью этой меры?
«Сегодня подобная девальвация ничего не даст, - уверен Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и соцдвижений. - Во-первых, производственные мощности в отличие от 1998 г. сегодня загружены практически полностью, уровень безработицы крайне низкий. То есть нет базы для роста производства. Во-вторых, Россия вступила в ВТО, и на наш рынок хлынула дешёвая продукция из-за рубежа, с которой даже при девальвации наши производители бороться не смогут. Спасти ситуацию могли бы дешёвые кредиты (наша промышленность кредитуется под 12-14%, а на Западе ставки - 3-4%), но момент уже упущен».
«Снижение курса рубля могло бы оказать некий эффект, - считает Валерий Миронов. - Российские цены сегодня выше, чем у основных торговых партнёров, на 70%, и этот разрыв надо преодолевать, чтобы стать конкурентоспособными. Но правительство на резкое ослабление рубля не пойдёт. И дело не в том, что оно заботится о доходах населения. Девальвация невыгодна крупным корпорациям, которые импортируют западное оборудование. Ведь стоимость его резко вырастет».