Российский бюджет является «предкризисным», признался премьер-министр Дмитрий Медведев. Иными словами, существует большая вероятность того, что при падении доходов властям придётся сокращать статьи расходов.
Глава правительства не исключает, что нестабильная ситуация с бюджетом может спровоцировать остановку ряда проектов: «У нас бюджет сложный, у нас бюджет, так сказать, предкризисный, и в ряде случаев эти обязательства (перед инвесторами) останавливаются», – заявил он. И в этом случае в адрес правительства может поступить ряд судебных исков от пострадавших инвесторов. Каким образом можно решить эту проблему, премьер не сообщил.
Казнить нельзя помиловать
Министерство финансов понизило прогноз по бюджетному дефициту в 2013 году до 0,6 % ВВП (ранее он ожидался на уровне 0,8 %). По словам главы ведомства Антона Силуанова, показатель будет сокращён из-за того, что доходы бюджета будут почти на 130 млрд рублей больше, чем планировалось ранее, а размер расходов останется прежним.
По оценке Минфина, в следующем году дефицит бюджета также будет находиться на уровне 0,6 % ВВП, но для 2014 года такой прогноз является негативным, потому что ранее ведомство Силуанова планировало сократить дефицит до 0,2 % ВВП. Однако такого показателя достичь не удастся, потому что в 2014 году ожидается понижение нефтегазовых и прочих доходов бюджета на 650 млрд рублей при том, что расходы останутся на утверждённом уровне, объяснил министр.
Если доходы бюджета снизятся, Министерство финансов не имеет права сокращать расходы, именно поэтому объём бюджета окажется меньше планируемого. Власти вправе только урезать условно утверждённые расходы, которые запланированы на следующий год в размере 350 млрд рублей. И для того чтобы стабилизировать бюджет, эти средства могут быть сокращены.
«Сокращение возможно несколькими способами. Основной – сокращение условно утверждённых расходов. Однако подобной меры может быть недостаточно и придётся проводить лимитирование и перенос расходов на последующие периоды. Например, министр финансов уже заявлял, что может потребоваться перенос расходов оборонки на 2–4 года», – рассказал корреспонденту АиФ.ru Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе.
В случае увеличения бюджетного дефицита в следующем году выполнить предвыборные обещания президента Владимира Путина о бездефицитном бюджете к 2015 году будет невозможно. Силуанов ожидает, что в 2015 году дефицит бюджета даже увеличится по сравнению с 2014 годом, а доходы сократятся по сравнению с планируемыми на 951 млрд рублей. Минфин уже успел поделиться предварительным прогнозом о бюджетном дефиците на 2016 год, который может составить 0,6 %.
При текущей экономической ситуации достичь бездефицитного бюджета к 2015 году, скорее всего, не удастся, считают эксперты. По словам Нигматуллина, уже в следующем году из-за выпадающих расходов в 650 млрд возможно достижение бюджетного дефицита на уровне 1 %. Если подобная негативная тенденция сохранится, подобные показатели будут и в 2015 году.
Россия сможет преодолеть кризисные явления
Ранее, подводя итоги работы своего правительства за год, Медведев оценивал состояние национальной экономики как «средненькое» и признавал, что есть «кисляк» и «раздражение». Тогда же премьер заявил, что у России оптимальное соотношение госдолга к ВВП, низкий уровень инфляции и безработицы, а также практически нулевой бюджетный дефицит. Однако экономисты склонны считать, что ВВП РФ начал снижаться в конце прошлого года и тенденция продолжается и сейчас. В качестве примера эксперты приводят замедление темпов роста промышленного производства, розничных продаж и экспорта. Кроме того, по их прогнозам, существует вероятность, что в этом году продолжится масштабный отток капитала из страны.
С другой стороны, размера резервного фонда России достаточно для того, чтобы преодолеть серьёзные кризисные явления. По оценке аналитика Нигматуллина, прогнозный объём резервного фонда к концу текущего года составит 4–5 %, в то время как в кризис 2009 года ВВП России снижался почти на 8 %.
Интересно, что с целью обеспечения стабильного положения российского бюджета Министерство финансов предложило коллегам из Минобороны перенести на несколько лет некоторые расходы по государственной программе вооружений. «Мы сейчас должны вместе с Минобороны посмотреть возможность переноса части расходов. Если такая возможность есть – хорошо, если Минобороны скажет, что нет, значит, нет», – отметил Силуанов. Инициатива Минфина была высказана не как требование, а скорее как пожелание. Отметим, что экс-глава ведомства Алексей Кудрин был уволен из-за критики Медведева, на тот момент занимавшего пост президента, желающего увеличить расходы на оборону. До 2020 года на закупку вооружений и модернизацию армии будет потрачено около 20 трлн рублей, сумма, по мнению Кудрина, слишком значительная.
Правительство ещё в прошлом году приступило к обсуждению возможности переноса почти четверти расходов по программе вооружений на более поздние сроки. В свою очередь Силуанов предложил ведомству Сергея Шойгу тратить на развитие армии не бюджетные деньги, а банковские кредиты под государственные гарантии. По неподтверждённой информации, министр обороны поручил своим подопечным подготовить предложения по урезанию расходов. Однако говорить о том, согласится ли Минобороны на такие условия, пока рано, считают эксперты.