Примерное время чтения: 7 минут
7375

Российский бизнес приобщается к устойчивому развитию

Фото предоставлено пресс-службой ТНК-BP

Переход от традиционной модели роста к устойчивому развитию остаётся одним из главных вызовов современности. Для России, принявшей председательство в «большой двадцатке» (G20), усилия по выводу международной экономики на рельсы устойчивого и долгосрочного развития особенно актуальны. Кто должен взять на себя роль «локомотивов» истории?

Устойчивость в развитии

Весь мир отталкивается от понятия устойчивого развития, определённого Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию Организации объединённых наций: «Человечество способно сделать развитие устойчивым – обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Этот принцип, который был одобрен ООН в 1987 году, стал базовым не только для правительств и министерств, но и для частных компаний.

На практике термин «устойчивое развитие» первыми освоили западные компании, начав публиковать первые отчёты в этой сфере ещё в прошлом столетии. Большинству российских компаний привычнее понятие «корпоративная социальная ответственность», которое как раз определяется через призму устойчивого развития. В России в посткризисный период стали чаще обращаться к определению стратегических целей и решению связанных с ними задач. Интерес к новой повестке дня оправдан, ведь она соответствует высоким международным стандартам, а вопросы устойчивого развития затрагивают ключевые сферы деятельности компании.

«Залог успеха нашей стратегии – развитие человеческого капитала, и особое внимание мы уделяем вопросам охраны труда, промышленной безопасности, личного роста сотрудников, – говорит главный финансовый директор нефтяной компании ТНК-ВР Джонатан Мьюир. – В то же время прозрачность бизнеса, строгое следование нормам деловой этики, бережное отношение к окружающей среде и стремление постоянно улучшать результаты в этих ключевых сферах остаются безусловными приоритетами нашей компании».

Человек в центре идеи

Согласно одному из последних исследований Массачусетского технологического института, всё большее число компаний начинает серьёзно относиться к устойчивому развитию и получает финансовые выгоды от внедрения бизнес-практик. Термин «устойчивость» в исследовании использован как своего рода «антенна» экологических, экономических и социальных итогов деятельности компании. Каждый из этих аспектов влияет на качество жизни, поэтому в центре идеи находится человек и его благополучие. Гуманитарная миссия компаний, выбравших устойчивое развитие, очевидна. Как подчёркивает Президент России Владимир Путин, «социальная ответственность бизнеса – это важнейший фактор равновесия в любом обществе».

Понимание важности стратегии устойчивого развития приводит российский бизнес и к переосмыслению инструментов социальной ответственности. Крупные компании используют новые модели социальной ответственности, такие как корпоративное волонтёрство и добровольчество. Социальные проекты реализуются на всех территориях присутствия компании. Так, в 2012 году в Ставропольском крае в рамках благотворительного проекта ОАО «РусГидро» «Чистая энергия – детям Ставрополья» появилось 500 детских городков. Благотворительные программы компании объединены в федеральную долгосрочную программу с символическим названием «Парус надежды». В компании подчёркивают, что в этих словах выражена одна из главных целей проекта – дать возможность для развития детям, прежде всего, из неблагополучных семей либо находящимся в детских домах. В «РусГидро» считают, что в «будущем дети, увлечённые благодаря этому проекту гидроэнергетикой, станут новым кадровым потенциалом отрасли». Подобный подход соответствует современной модели «социального инвестирования».

Показателен пример компании МТС с проектом «Телеком Идея» по поиску и поддержке молодёжных инноваций в сфере телекоммуникаций, который по итогам 2012 года вошёл в число лучших социальных проектов России. Сейчас МТС совместно с победителями конкурсов реализует проекты, направленные на улучшение качества жизни общества, такие как «Лесной дозор» (мониторинг лесных пожаров), «Кнопка Жизни» (медицинская сигнализация для пожилых людей) и другие.

«Зелёный» путь

Важный индикатор отношения бизнеса к обществу и человеку – это усилия по экологизации деятельности.

Проект «Живая Волга», реализуемый с 2006 года компанией Coca-Cola Hellenic в партнёрстве с Бюро ЮНЕСКО в Москве, с каждым годом привлекает всё большее внимание. Так, в 2012 году «Живая Волга» прошла в 7 городах России с участием около 4 тысяч человек. В результате мероприятий по очистке реки и прибрежных территорий было собрано 45 тонн мусора. Проект также внёс в международный экологический календарь День Волги.

Ежегодные акции по очистке берегов не только реки Волги, но и озера Байкал, совместно с водоохранными организациями проводит нефтяная компания ТНК-ВР. Кстати, здесь при разработке экологических программ используют особый подход. К примеру, месторождение Каменное в ХМАО частично расположено на территории уникального природного заповедника, имеющего международное значение. Поэтому при производственном планировании и разработке программ по замене трубопроводов нефтяники учитывают результаты орнитологических исследований, которые регулярно проводит Союз охраны птиц России. Следуя советам учёных, компания следит за сохранением биологического разнообразия.

По итогам 2012 года компания ТНК-ВР представила отчёт по проектам в сфере минимизации влияния производственной деятельности на окружающую среду. Общественное заверение отчёта и готовность к трансферу опыта являются показателем ответственности компании, соответствующей мировым трендам корпоративной отчётности.

Отчёт для отсчёта

В России опыт отчётности об устойчивом развитии только формируется. Компании-лидеры, сделавшие выбор в пользу устойчивого развития, ориентируются на мировые стандарты, в частности, на Руководство, разработанное Глобальной инициативой по отчётности – Global Reporting Initiative (GRI). Этот международный процесс призван поднять отчётность устойчивого развития до уровня финансовой отчётности, интегрировав в неё экономические, экологические и социальные результаты, а также обеспечив точность, достоверность и возможность проверки отчётной информации. В России один из первых отчётов, соответствующих международным стандартам, был представлен НК «Роснефть».

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), формирующий Национальный регистр нефинансовых отчётов, отмечает, что в 2008–2011 годах число организаций, выпустивших нефинансовые отчёты, удвоилось (с 55 до 111). Однако в Регистр, помимо отчётов в области устойчивого развития и интегрированных отчётов, включены экологические, социальные и отраслевые отчёты.

В РСПП обращают внимание на растущий интерес как к практике нефинансовых отчётов, так и к специальной номинации конкурса «Социальная ответственность». Один из его постоянных лауреатов – ГМК «Норильский никель» при составлении отчётов использует 100 % основных показателей стандарта GRI и 85 % дополнительных. В конце 2012 года «Норильский никель» стал первой российской компанией, впервые организовавшей для западного инвестиционного сообщества роуд-шоу по теме устойчивого развития. Опыт компании показывает, что введение нефинансовой отчётности является своеобразной точкой отсчёта для совершенствования процессов управления и повышения прозрачности деятельности.

На ежегодной Неделе российского бизнеса, которая будет проходить с 18 по 23 марта, будут объявлены победители Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность – 2012» сразу в нескольких номинациях, пропагандирующих устойчивое развитие и практику нефинансовых отчётов. Участники, вне зависимости от результата, входят в довольно узкий пока круг компаний в России, которым известен «фактор завтра». Именно таким компаниям, выбравшим устойчивое развитие, отведена роль «локомотивов» не только экономики, но истории.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах