Константин Бабкин, президент промышленного союза «Новое содружество»
В наукоёмких отраслях, требующих огромных вложений (авиастроение, станкостроение, энергетика и пр.), от разработки продукта до его производства и продажи и, соответственно, получения прибыли может пройти 10, а то и 20 лет. Понятно, что в условиях дорогого кредитования никто в них вкладываться не будет. Проще положить деньги в банк под проценты.
Те предприниматели, которые всё-таки хотят расширять свой бизнес, зачастую выводят его за пределы России, в те страны, где заёмные деньги дешёвые. Приведу несколько примеров из близкой мне отрасли - сельхозмашиностроения. Кировский тракторный завод купил предприятие в Германии, концерн «Тракторные заводы» - производство в Австрии и Малайзии, Ростсельмаш - в Канаде. Получается, что дорогие кредиты выдавливают промышленность из страны.
А малый бизнес, для которого предлагаемые ставки ещё более непосильны, просто сворачивается. Сегодня ставка по кредитам для бизнеса при очень хорошем залоге - 12%, средняя - около 15%. Для того чтобы наша промышленность получила толчок, ставки нужно снизить вдвое. Все инструменты у правительства для этого есть.
Альтернативное мнение
Георгий Бовт: Почему бизнесу не дают дешёвых кредитов?
В последнее время много говорят о том, что дороговизна кредитов не даёт развиваться нашей промышленности. На этом фоне Банк России оставил без изменений ставку рефинансирования и все другие ставки, то есть не стал ни повышать, ни понижать цену денег.