Морально готовить граждан к грядущему росту цен начали еще летом прошлого года. Автотранспортные предприятия сетовали на растущие расходы: топливо дорожает, зарплаты надо повышать, технику менять, ГЛОНАСС устанавливать... Хороший аргумент нашел мэр Самары: «Мы больше двух лет не поднимали стоимость проезда, поэтому повышение необходимо, время пришло», — заявил градоначальник, и вот уже с 1 июля самарцы на всех видах муниципального транспорта, включая метро, покупают билеты не за 15, а за 18 рублей.
Столько же будет стоить проезд в метро Новосибирска, однако повысится цена только с 1 февраля этого года.
Среди других аргументов — включение в себестоимость расходов страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Так, перевозчики Петрозаводска осенью прошлого года неоднократно просили повысить стоимость проезда с 18 до 25 рублей. Сошлись на компромиссных 19-22 рублях для частников, и 17 рублях за билет в троллейбус. Остальное доплатят из бюджета города, где на 2013 год заложено 50 млн рублей на дотирование поездок в электротранспорте.
Весомый аргумент для повышения тарифа нашли в Санкт-Петербурге. Здесь транспортная сеть выросла, а вместе с ней и цены — с нового года почти на 7%. И без того дорогая поездка в питерском метро теперь стоит 28 рублей. Для сравнения: одна поездка в столичной подземке обойдется около 30 рублей.
Вообще, в Москве стараются всеми силами пересаживать горожан с частных автомобилей на общественный транспорт. В конце прошлого года всерьёз обсуждали вероятность снижения цен в подземке, однако до этого не дошло — в январе столичные власти просто решили предложить пассажирам мультифункциональные проездные, позволяющие выгодно пользоваться различными видами транспорта. Кроме того, обсуждается возможность введения повременных проездных — на 90 минут, весь день или другой период.
Еще один город, где о повышении стоимости проезда и не думают — Казань. Готовящаяся к Универсиаде столица Татарстана задыхается в пробках. Из-за недостроенных прошлым летом развязок, в «часы пик» дорога из центра города в спальные районы занимает 1,5-2 часа. Конечно, муниципальные власти заинтересованы в том, чтобы горожане пользовались общественным транспортом и метро. Жаль, что единственная ветка не позволяет существенно разгрузить улицы.
Кстати, для некоторых россиян поездки за город тоже стали дороже. Например, во Владимирской области с 20 января тариф повысился почти на треть и составил 2,37 рублей за километр. Как пояснили в пресс-службе РЖД, повышение не будет повсеместным, но вероятно, ближе к дачному сезону, нас ждет немало сюрпризов: «Социальный заказ на пригородные железнодорожные перевозки формируется во взаимодействии с региональными органами власти, они же определяют объем и стоимость перевозок на согласованных направлениях. Размер тарифа устанавливается регионом с учетом его конкурентоспособности и социального уровня жизни населения».
Платежеспособность граждан, похоже, является чуть ли не решающим фактором. Иначе, как объяснить, что в Оренбурге обсуждают щадящее двухэтапное поднятие цен с 8 до 10, а затем до 11 рублей в троллейбусе; с 10 до 14, и следом до 15 рублей в автобусе. А в маленьком Первоуральске Свердловской области смело обсуждают повышение до 23 рублей?
Но какой бы ни была официальная средняя зарплата, всегда найдутся те, кто назовет цену грабительской и постарается открыто выразить свой протест. Так еще осенью в столице Урала группа горожан организовала флеш-моб: одевшись в костюмы зайцев, они заходили в салоны автобусов и катались бесплатно, как и положено наглым ушастым пассажирам.