Не жадничать
По сути, это как бы обещание: не съедать сразу все доходы от продажи нефти, а откладывать понемногу на чёрный день. Схема проста. При написании бюджета на очередной промежуток времени его доходы будут считать исходя из «базовой» цены нефти. Долго спорили, как её определять. Решили, что в 2013 г. это будет средняя цена нашего сорта Urals за последние 5 лет. Потом ежегодно время исчисления этой средней цены будет увеличиваться на один год, пока в 2018-м не достигнет 10 лет.
Дальше при вёрстке бюджета будут смотреть среднюю цену нефти, умножать её на число бочек, которые планируется продать за год, плюсовать сюда ожидаемый «навар» от продажи газа (цена на газ исчисляется в зависимости от цены на нефть) и получать сумму доходов державы. Не всех, конечно, но, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «нефтегазовый сектор обеспечивает примерно 2/3 российского экспорта, около половины поступлений в федеральный бюджет». Учтём, что другая половина бюджетных поступлений тоже сильно зависит от стоимости нефти, ведь этот показатель влияет на самочувствие всей экономики. Так что, как доверительно говорят минфиновские спецы, надо считать, что не менее 72% нашей казны фактически прямо зависит от цены чёрного золота.
Спору нет, глупо при планировании доходов и расходов рассчитывать на высокие цены. В тучные годы положено делать заначку. Однако её и без всяких бюджетных правил делали, зачем же закон писать? А затем, что он, с одной стороны, умерит аппетиты тех, кто готов быстро проесть все будущие доходы, но, с другой стороны, ограничит и естественную для хорошего бухгалтера (в нашем случае - Минфина) жадность. Минфин тоже, дай ему волю, всё запрячет подальше от родной экономики. А закон даст чёткое правило - куда, когда и сколько откладывать, на что, когда и сколько тратить.
Два тазика денег
На практике это будет так. Если цена на нефть будет выше базовой, избыток доходов пополнит Резервный фонд. Когда размер этого фонда достигнет 7% ВВП (сейчас 3,3%), а дождь из нефтедолларов, допустим, не прекратится, их будут собирать в два другие, так сказать, таза. Первый - уже существующий Фонд национального благосостояния. Второй туманно назван местом, куда соберут деньги на некие «инфраструктурные и другие приоритетные проекты с ограниченным сроком действия». Что за проекты - пока неясно.
По прикидкам Минфина, новации, заложенные в законопроекте, должны снизить расходы бюджета с 21% ВВП в 2012 г. до 17,8% ВВП в 2020-м. Это корректные расчёты. Бюджетное правило повышает шансы на сокращение казённых расходов, если, конечно, всё пойдёт как по маслу. Но так редко бывает.
Кроме того, очевидно, что бюджетное правило, законопроект о расходовании нефтедолларов, да и вся, пожалуй, наша экономическая политика явно сведены к простому действию - копить на чёрный день. И никак не нацелены на избавление от нефтяной зависимости - напротив, совершенствуют механизм распределения и перераспределения доходов, получаемых именно в результате этой зависимости. В пояснительной записке сухо отмечено: «Если в 2000 г. доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета составляла около 20%, то к 2004 г. она выросла до 30%, а в 2011 г. нефтегазовые доходы составляют около половины всех доходов».
Но направление развития страны, несмотря на это, остаётся прежним: копать-качать-продавать-копить под вечные разговоры о необходимости улучшения делового климата. Финиш такого движения давно описан - стагнация, как ни называй её стабилизацией.