Нам бы Кеннеди...
По оценке Союза потребителей РФ, примерно 80% потребителей больше трёх раз в год приобретают некачественные или опасные товары и услуги.
История нашего закона разительно отличается от западного сценария, хотя начиналось всё похоже. Впервые в мире о правах потребителя заговорили в 1961 г., когда в конгрессе США Джон Кеннеди произнёс посвящённую этому вопросу речь (впрочем, уже с 1890 г. в Нью-Йорке действовала Лига покупателей). На основе этого выступления были созданы законы о защите прав потребителей многих стран. И наш — не исключение.
— Первоначально принятый в соответствии с международными стандартами, прогрессивный и реально работающий, наш закон много раз изменялся в угоду бизнес-сообществ, переделывался под давлением крупных лобби, — рассказывает Сергей Беляев, руководитель общественного объединения «Сутяжник». — Вот и получается, что на Западе, выиграв иск по защите своих прав как потребителя, вы можете обеспечить себе безбедную старость, а у нас не добьётесь даже восстановления своего здоровья! Наше государство видит своим приоритетом развитие бизнеса, а не защиту прав отдельного гражданина.
Сильнее всего за годы «дополнений и улучшений» пострадали права потребителей в области авиаперевозок, страхового и банковского дела. Там почти всегда прав сильнейший (то есть корпорации), и, даже если признаётся правота потребителя, выплаты оказываются копеечными.
Смешные деньги
По данным общества защиты прав потребителей «Резонанс», из всех обиженных российских потребителей до суда доходят лишь 10%! Сложная система судебного делопроизводства, невозможность обойтись без юриста («чайника» в суде противники запросто запутают терминами!), смешные выплаты по выигранным делам — всё это заставляет нас махнуть рукой, когда при приобретении товаров или услуг наши права оказываются нарушены. Самые громкие дела, в России закончившиеся в пользу потребителя, на Западе вызвали бы лишь улыбку. Например, рекордом юристы называют 100 тыс. руб., которые отсудил житель С.-Петербурга, сломавший зуб в заведении быстрого питания: в его салате оказался камень.
В США ту же сеть фастфуда суд обязал выплатить 640 тыс.долл. клиентке, которая обожглась горячим кофе. 2,85 млн и 4,023 млн долл. получили от табачных компаний две американки, заболевшие раком. Они доказали, что курильщикам предоставляли неполную или искажённую информацию о вреде табака. Около 500 долл. заплатила крупная корпорация индийцу, обнаружившему в бутылке с газировкой...презерватив. А вот москвич, сделавший аналогичную находку в бутылке с пивом, не получил ничего. Так же остались ни с чем потребители, нашедшие в купленных продуктах крысиные лапки и тараканов.
— В России доказать, что ты не сам положил таракана в еду, практически невозможно, — пояснили нам в Союзе потребителей РФ. — Кроме того, объяснить, что такое «моральный вред», до сих пор нельзя. Лишь пару лет назад его начали признавать судьи как вред. В среднем он оценивается в
Догоним ли мы Америку? Вряд ли. Наши тараканы, как и наши «сильные мира сего», вне закона.