Но и в магазине карта не сразу рассталась с деньгами.
- Сбой в сети, - оправдывалась кассир. - Час назад вообще только наличность брали. А давайте вот так попробуем, - сказала она и завернула кредитку в пакет перед прокатом в терминале. Эта странная конструкция почему-то сработала.
- Платежи по-русски? - то ли спросил, то ли утвердил стоявший за мной иностранец.
К тому, что молоко все же удалось купить, добавился еще один - уже глобальный повод для радости: как хорошо, что народ даже не подозревает о том, что его хотели лишить наличности. Иначе началась бы паника. Но так как заговору против денежных купюр не суждено сбыться (в ближайшие лет десять - точно), то можно о нем и рассказать.
Год я наблюдала за тем, как финансовые воротилы пытались внедрить европейский порядок в российской глуши. Идея в очередной раз пришла в их головы с Запада. Там у каждого гражданина есть минимум две пластиковые карты, расплатиться которыми можно даже в туалете на загородной трассе. В итоге у мужей не гремит по карманам так ненавистная им мелочь. А женам достаточно завести вторую карту к банковскому счету благоверного, чтоб получить доступ и к его зарплате, и к отчету по расходам. За этим бытовым удобством стоит целая монетарная философия: налоговики, не гоняясь за должником, могут просто блокировать сумму на его счете. Торговые компании вправе рассчитывать на бОльшую прибыль, так как виртуальные деньги покупателями тратятся быстрее и проще. Государство экономит на выпуске купюр, а банки - на услугах инкассаторов и бюджетах на рекламу вкладов (ведь деньги по-прежнему находятся в их распоряжении, а не распихиваются по <<чулкам>>, как это принято в России). Удобно? Разумно? Да.
Как интерпретировали эту идею у нас? Вдруг вспомнили, что вся информация по платежам уходит за пределы Родины. Это значит, купил дядя Вася по карте игрушку в секс-шопе, а за морем за его супругу порадовались. А чтобы все радости познания оставались внутри страны, была объявлена масштабная компания по созданию Национальной платежной системы - альтернативы иностранных операционных систем Visa и MasterCard. Это значит, что услуги доморощенной системы обходились бы гражданам дешевле, а ее владельцы были бы напрямую заинтересованы превратить пластик в реально удобный способ оплаты товаров. Был написан специальный проект закона. Увы, по дороге в Госдуму эта благая идея из закона исчезла.
Ко второму чтению в Думе остаток от первоначального замысла дополнили прогрессивной идеей <<Каждому россиянину - по банковскому счету!>> (аналог того, через что прошла Европа 25 лет назад). Предлагалось сделать обязательным прием банковских карт хотя бы в крупных торговых точках. И, конечно же, внести изменения в статьи УК с целью повышения ответственность за мошенничество. Эту идею тоже спустили на тормозах.
Что же тогда узаконили? Этот вопрос я задавала многим финансовым экспертам. Большинство из них считают, что официальное добро получило само существование электронных платежей, наличие которых, видимо, только для Думы и было тайной.
- У российского регулятора (Центробанка - Прим. авт.) была возможность навредить пластику, рожденному рынком, и он этим воспользовался, стараясь не замечать приближающейся эволюции мировой денежной системы, в котором электронным деньгам предполагается придать большое значение, - поясняет Александр Широковских-Смирнов, глава Совета Национальной ассоциации участников рынка электронных платежей.
С тем, что получилось, разбирается Союз потребителей России. Там готовят поправки, которые предполагают отмену комиссий, взимаемых с потребителей при внесении сумм в платежный терминал. По мнению главы Союза потребителей Петра Шелища, было бы справедливо, чтобы комиссию платили сами провайдеры услуг. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, оборот рынка моментальных платежей превышает 200 млрд рублей в год. Неудивительно, что появление инициатив по отмене комиссий уже вызвало недовольство владельцев этого лакомого пирога.
- То, что приняли - хороший старт, - вежливо сформулировал глава одного крупного банка. И рассказал, что в Великобритании недавно был обнародован доклад, в котором говорилось, что наличные деньги будут использованы в менее чем половине всех сделок уже к 2015 году.
- Это хорошо: оплата является более безопасной и более удобной сейчас, когда мы не должны заботиться о пополнении запаса бумаги и металла, который мы с собой носим, - продолжил банкир. Но даже в обществе с продвинутой платежной системой есть те, кто понимает, что существует целое поколение людей, особенно старше 60 лет, для которых наличные является частью их повседневной жизни - они даже организовали кампанию по спасению чековой книжки.
Я сразу подумала о своих соседках-бабульках. Они принципиально не снимают пенсию с карты, а идут за нею в банк - потому что у них там <<клуб по интересам>>: пока стоят в очереди, обсудят и Путина, и внуков. И как бы не старались менеджеры этого банка приучить старушек к банкоматам, не получится - это поколение с генетической памятью о сгоревших вкладах, девальвациях и деноминациях - им наличные душу греют.
P.S. Один из инициаторов провального перевода Россию на пластик выступал с речью в коридорах власти. Закончив ее, он обнаружил, что ораторское выступление стоило ему 3000 долларов - именно такой лимит снятия наличных был установлен на его кредитке, украденной из портфеля прямо во время совещания. Это говорит о том, что начинать надо с безопасности платежей, технического оснащения, а не принуждения людей тотально переходить на безнал.