Бывшему политику грозило 12 лет заключения по обвинению в попытке присвоить деньги, вырученные от продажи особняка в центре Москвы.
Дом, ставший причиной судебного процесса, принадлежал Центру экономических и политических исследований (РОО «ЭПИцентр»). Несколько лет назад большинством голосов члены этой организации решили избавиться от почти неиспользуемой недвижимости. Григорий Явлинский, к тому моменту смещённый с должности главы РОО «ЭПИцентр», усмотрел в уже заключённой сделке нарушение своих прав. И обвинил Алексея Михайлова, сменившего его на посту руководителя, в попытке мошенничества и в отмывании полученных преступным путём доходов.
Интересно, что незадолго до описываемых событий Григорий Явлинский успел передать здание в безвозмездное пользование на 49 лет возглавляемой им на тот момент партии «Яблоко». Тем более странно выглядит война, развязанная оппозиционным политиком за права на особняк, судьба которого на ближайшие полвека уже была решена. В ходе этой борьбы, к примеру, известные демократы не побрезговали использовать административный ресурс и связи во властных структурах.
— Сергей Иваненко, выступавший на стороне Явлинского, даже обратился с жалобой к находившемуся в тот момент в должности мэра Москвы Юрию Лужкову, — рассказал «АиФ» защитник Михайлова Николай Клён. — Градоначальник же написал в прокуратуру беспрецедентную официальную резолюцию — решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Хотя в данном случае речь могла идти лишь о гражданско-правовых отношениях.
И хотя после проведения длительных проверок дознаватель шесть раз отказывал в возбуждении дела, под давлением прокуратуры материалы были переданы другим сотрудникам, давшим бумагам официальный ход.
— В ходе расследования на свидетелей оказывалось давление со стороны следствия, — высказал нам своё мнение Николай Клён. — Кроме того, усматривалась явная предвзятость по отношению к моему подзащитному. Я считаю данный приговор очень хорошим симптомом для российской судебной системы. Известно, что суды общей юрисдикции сегодня крайне редко оправдывают подсудимых.