Но это не помешало захотеть от нового городского главы всего и сразу: чтоб тарифы не росли, пробок не было, дороги круглый год не ремонтировали, а чиновники начали бы наконец отвечать за порученные им дела. С тех пор как Президент России предложил нам С. Собянина, прошёл год. Что имеем?
Управы лишились глав
Начиная с первых недель работы Сергей Собянин зачистил ключевые посты в столичном правительстве, что естественно. Эксперты заметили, что подбор команды шёл не по личному знакомству.
— Да, пришли люди, с которыми я вообще не был знаком до прихода в Москву, — объяснял С. Собянин. — Кстати, такая же ситуация была и в Тюмени, и в аппарате правительства. Я приглашал людей не потому, что они мои односельчане, или однокурсники, или друзья. Я их подбирал и подбираю по профессиональному признаку.
Некоторые профессионалы из прежней команды сохранили свои должности, при этом общее количество чиновников было сокращено.
— Я добрый человек и никогда зла не желаю, — признался мэр журналистам спустя пару месяцев после назначения. — Но, если считаю, что человек находится не на своём месте, я его уволю, даже не задумываясь. Личные отношения на работу стараюсь не перекладывать.
За прошедший год должностей лишились главы более 100 управ (а их всего 125), руководители многих департаментов и их заместители. Префекты потеряли министерское звание и ежемесячную прибавку к зарплате, говорят, в 60 тыс. руб.
И «выковыривание» нечистых на руку чиновников продолжается.
— Уже уволили десятки таких управленцев, которым хорошо и мирно работалось с подрядчиками, которые не выполняли свои обязанности, — говорил С. Собянин в одном из недавних интервью. Зимой они плохо убирали снег, летом спустя рукава ремонтировали детские площадки. Штрафные санкции не применялись даже в том случае, если брак в работе составлял до 30%!
В отношениях между людьми и чиновниками изменилось главное: если раньше, например, на сбор справок и выписок уходили месяцы, в течение которых необходимо было обойти десяток структур, теперь сроки значительно уменьшены. А ведь ежегодно различные столичные департаменты и ведомства выдают москвичам порядка
Тарифы: рост остановлен?
Ежегодное повышение тарифов начиная с 1 января — дело привычное, однако следующий, 2012 год станет исключением: индексация по решению премьер-министра РФ В. Путина будет лишь с 1 июля. Бонус для москвичей — Сергей Собянин намерен не повышать плату за проезд в общественном транспорте. По словам градоначальника, это возможно при наведении порядка с оплатой проезда, а также в работе самих транспортных предприятий. Вот, например, штраф за безбилетный проезд повысили до тысячи рублей, и сумма собираемых штрафов достигла почти одного миллиона рублей. Так что, если распоряжение С. Собянина удастся выполнить, впервые за долгое время 1 января для москвичей не станет «днём выросших тарифов».
Собственно, нам можно надеяться, что начальника не ослушаются. Вот заммэра по экономике Андрей Шаронов дважды высказался о том, что москвичам надо платить 100% за коммунальные услуги. (Сейчас, по официальной версии, мы отдаём лишь 77% от утверждённого тарифа.) При этом за последние десять лет только за горячую воду мы стали платить в 9 раз больше, что означает повышение ставок на 800%. Мэр успокоил москвичей:
— Надо ставить вопрос о справедливости тарифов на ЖКХ, а не говорить о
Брак за свой счёт
Масштабы работ по благоустройству города впечатляют: дворы не ремонтировались годами, капремонта и оснащения больниц в таких объёмах не было никогда. Столичные власти обновили детские и спортивные площадки, приступили к масштабной реорганизации столичных парков, вход в которые с этого года стал бесплатным. С начала года удалось создать 50 тыс. мест в 64 новых детсадах, найти в 5 раз больше средств на ремонт уже действующих садиков. В этом же году в московских школах стартовал пилотный проект по развитию общего образования, благодаря которому финансирование школ увеличивается.
Но... когда всё делается на марше, возможны недочёты. Так, летом москвичи были вынуждены спотыкаться об плитку: работы начали, не проверив, хватит ли её на все разрытые проспекты. А когда свежеуложенный тротуар опять распахивали, люди в недоумении звонили в редакцию. Оказалось, это власти заставляли перекладывать плитку те фирмы, которые в первый раз сделали всё некачественно. В городе появилось новое правило: устранение брака в дорожных работах теперь происходит за счёт подрядчиков.
Доплаты стали собянинскими
Москвичи не из тех, кому легко понравиться, и тем не менее опросы социологов свидетельствуют о том, что мнение о С. Собянине жителей столицы становится более определённым — похоже, мэра признали. Вероятно, дело в том, что он оставил, а по каким-то статьям и увеличил расходы бюджета на соцполитику. Среди 18 целевых государственных программ, определяющих развитие мегаполиса до 2016 г., самая объёмная — программа социальной поддержки. И не только по количеству страниц, но и по рекордному финансированию — 2,1 трлн руб., выделенных, что называется, на пятилетку. Кстати, среди прочих выплат с 1 января 2012 г. малообеспеченным московским семьям в 2 раза будет увеличен размер ежемесячного пособия на ребёнка от 1,5 до 3 лет. Но столичные власти хотят поработать и с «потолком» в 13 825 руб. (столько или 40% от заработка получают женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет). Есть планы поднять планку и продлить до трёх лет право получать 40% от своего заработка.
Что касается многодетных семей, то Москва недавно установила новый порядок: они сохраняют свои льготы до достижения совершеннолетия младшим ребёнком. Прежде было так: допустим, семья подняла на ноги шестерых детей из восьми, осталось двое малышей, и она уже не льготная. И конечно, индексируются пенсии — минимальный доход неработающих пенсионеров не может быть ниже 12 тыс. руб. с 1 января 2012 г. Кстати, столько получают только 161 тыс. пожилых москвичей, остальные 1,9 млн имеют более высокие доходы.
Выделился? Проезжай!
Разработка антипробковой стратегии была одной из первых инициатив С. Собянина. После обсуждения экспертным сообществом и простыми москвичами появилась городская программа развития транспортной системы Москвы до
2016 г., состоящая из комплекса самых разных мер — от глобальных (реконструкции всех вылетных магистралей столицы, Садового кольца и МКАД) до совсем, казалось бы, местечковых (организации парковочных «карманов» на тротуарах вместо хаотично стоящих машин вдоль улиц).
Основная идея такова: решать дорожно-транспортную проблему, развивая все виды общественного транспорта. Этим путём идёт большинство мегаполисов. Правда, автолюбители без энтузиазма восприняли идею выделенных полос. (А их за пять лет обещают 360 км!) Ещё бы, разметку кое-где нарисовали, а людей к переменам не подготовили (подробнее об этом — в следующем номере).
С чем, бесспорно, согласны все, так это с развитием метро. Оно непременно выйдет за МКАД. За 5 лет обещают построить порядка 75 км новых линий и 35 станций подземки. Одновременно с этим будет наполовину обновлён вагонный парк метрополитена за счёт закупки современных вагонов.
При этом, по словам С. Собянина, город станет более «дружественным» и к пешеходам: появится больше внеуличных переходов и пешеходных зон.
До Большой Москвы рукой подать?
— Что мы фактически сделали, получив новые территории? Попросили область отдать лучшее, что у неё есть. И в результате столица увеличится на 160 тыс. га, — так прокомментировал С. Собянин решение о расширении Москвы. Представить такое год назад мог только писатель-фантаст, ведь прежнее руководство городом не могло даже решить проблему строительства дополнительного выезда с МКАД в районе массовой застройки, поскольку надо было договариваться с федеральными структурами.
Но, после того как Президент РФ Дмитрий Медведев в июне предложил создать столичный федеральный округ,
С. Собянину часто задают один и тот же вопрос:
— Куда переедет мэр со своим табуретом и когда?
Речь о том, что, пока расширение Москвы носит «бумажный» характер, то есть проходит скучный юридический процесс согласования границ двух крупнейших субъектов, люди гадают: «Коснутся ли изменения чиновников? И не получится ли так, что в итоге за МКАД переедут многие, только не они?»
— За счёт переезда из центра столицы федеральных министерств и ведомств в новые районы можно будет перенести большое количество рабочих мест. Само по себе это уже заметно облегчит транспортную ситуацию, — рассказал недавно журналистам С. Собянин. — В рамках международного конкурса по созданию концепции развития новых территорий внимание будет уделено проектированию «правительственного квартала».
Правда, место ещё не выбрано.
— Мы должны хоть как-то оглядеться, принять планы развития, потом сказать — да, здесь будет финансовый центр, — объяснил градоначальник.
Сейчас вопрос вхождения в состав Москвы проходит обсуждение на муниципальном уровне, чтобы совместно выработать решения, которые лягут в основу программы развития новых территорий.
— Мы, с одной стороны, не стремимся форсировать процесс, а с другой — не намерены его затягивать. Думаю, что все правовые вопросы будут решены до конца года, — уверен С. Собянин.
Столица для жизни и людей
Директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований Академии народного хозяйства Александр Савченко на одном из недавних «круглых столов», посвящённых развитию Московской агломерации, озвучил данные международных рейтингов 2011 г., сопоставивших примерно полсотни крупнейших мировых столиц и мегаполисов. Эти рейтинги выявили любопытные парадоксы. Так, по открывающимся возможностям развития российская столица занимает
Общий вывод такой: Москва — город для деятельности, но пока не для жизни. Собственно, этот стереотип и пытается сломать С. Собянин. Всё, что было сделано за этот год, является частью большой программы развития под названием «Москва. Для жизни. Для людей». Это план работы столичного правительства, цель которого — превратить столицу в мировой финансовый центр, город науки, с высоким уровнем социальных, образовательных и медицинских услуг. Есть идеи, как это сделать? Пишите в редакцию — лучшие предложения будут опубликованы в рубрике «Если бы мэром был я».