Как объявил Обама в прямом телеэфире в ночь с воскресенья на понедельник мск, Америка займёт у внешних кредиторов ещё 2,2 трлн долларов. Это позволит стране стабильно расплачиваться по своим обязательствам вплоть до конца
— Больше всего я хочу поблагодарить американский народ. Это были ваши голоса — ваши письма, ваши электронные послания, ваши телефонные звонки, которые заставили Вашингтон действовать в эти дни. Голос американского народа является очень и очень влиятельным, — торжественно заключил Обама, хотя, фактически, минутой раньше признал, что в ближайшие годы американский народ ждут, мягко говоря, нелёгкие времена.
Напомни, ещё в мае правительству США пришлось признать, что страна находится на грани дефолта. Госдолг достиг своего потолка, расходы казны не уменьшались, а налоговые поступления были ничтожно малы для покрытия огромного бюджетного дефицита. Кроме того, ещё в годы кризиса в стране начались проблемы с внутренним спросом, в итоге государство осталось практически без сколь-нибудь значимых источников финансов.
Чтобы избежать дефолта, который вполне мог обрушить не только американскую, но и практически всю мировую экономику разом, власти США добивались повышения лимита госдолга, установленного в стране законодательно. Для этого требовалось согласие всех органов госуправления — Сената, обеих палат Конгресса и, конечно, президента страны. Именно здесь план спасения экономики и «забуксовал»: представители демократической и республиканской партий никак не могли договориться о том, как же именно спасаться и насколько можно увеличить госдолг. Республиканцы, как консерваторы, настаивали на максимально жёстком ограничении госрасходов, кардинальном сокращении бюджетного дефицита и увеличении госдолга на сумму в пределах 1 трлн. Демократы предлагали более мягкий путь: небольшую экономию госбюджета и значительное повышение налоговой нагрузки для богачей.
В итоге и тем, и другим пришлось пойти на взаимные уступки. Как объявил Барак Обама, фактически соглашение ещё не было подписано, однако он уверен, что Конгресс одобрит его именно в том виде, в каком оно было составлено накануне. Причём времени для этого у конгрессменов осталось совсем мало: 2 августа — крайний срок, когда страна должна либо нарастить госдолг, либо объявить о техническом дефолте.
В случае положительного решения Конгресса, Америка избежит дефолта и не столкнётся с подобными проблемами через 6, 8 или 12 месяцев, заверил Обама. А вот в более отдалённое будущее американский президент заглядывать не стал. Только предупредил, что в результате реализации принятого плана, «расходы на внутренние программы будут доведены до самого низкого уровня со времен Дуайта Эйзенхауэра». Больше всего (примерно 300 млрд) планируется сэкономить на финансировании Пентагона.
Реакция рынка и мировой общественности на принятый план пока не ясна. Однако уже сейчас эксперты говорят, что снижения дефицита бюджета всего на 1 трлн отнюдь не решит проблем США. Даже сокращение в 3 трлн за 10 лет (такой план изначально предлагал демократ Обама) привело бы лишь к незначительному уменьшению бюджетной дыры; госдолг продолжал бы расти опережающими темпами по сравнению с ВВП, а это «плохо для привлекательности казначейский облигаций и стабильности доллара», — рассказал нам аналитик «РИК-Финанс» Михаил Фёдоров.
— При таком развитии событий США станут менее привлекательны для иностранных инвестиций, поэтому приток капитала в Америку может смениться на отток, — говорит эксперт.
А это значит, что и давать в долг Америке просто-напросто никто не будет. В долгосрочной перспективе такой вариант для Америки просто губителен, считает Фёдоров; стране нужно искать новые рынки сбыта, новые технологии и модернизационные продукты для наращивания внутреннего спроса и увеличения ВВП. Обама, впрочем, высказал то же самое, правда, чуть подсластил пилюлю для американских телезрителей. «Достигнутое соглашение поспособствует созданию новых рабочих мест и долгосрочным инвестициям в образование и науку», сказал президент и добавил, что социальные расходы, в том числе медицинские, государству тем не менее придётся сократить.