Пока американские конгрессмены спорят о том, повышать верхний порог госдолга США или не повышать, а представители мировой общественности строят всё более устрашающие прогнозы на случай дефолта, финансовые власти страны пытаются найти «обходные» пути решения проблемы. Накануне глава Федеральной резервной системы США (аналог нашего ЦБ) Бен Бернанке выступил с речью, в которой намекнул на возможное продолжение программы QE. А это фактически означает очередной запуск «печатного станка».
Заявления Бернанке были сделаны в рамках полугодового отчёта ФРС перед комитетом по финансовым услугам Палаты представителей США. Как сказал руководитель американского ЦБ, если экономика страны и дальше будет расти такими же медленными темпами, ФРС, возможно, продолжит действия, направленные на смягчение монетарной политики.
— Не исключено, что слабость экономики, наблюдающаяся в последнее время, окажется более продолжительной, чем мы ожидали, на фоне чего снова возникнут риски дефляции и, соответственно, понадобятся дополнительные меры поддержки экономики, — цитирует речь Бернанке официальный сайт ФРС. По словам главы ЦБ, Федрезерв обладает необходимыми для такой поддержки средствами и инструментами, хотя многие из них ни разу не применялись в США и не имеют
Например, ФРС может снизить процент, который начисляется коммерческим банкам на их резерв, а также более чётко определять сроки действия пониженной учётной ставки (сейчас известно лишь то, что сверхнизкая ставка установлена «на длительный период»).
Однако наибольшее внимание экономистов привлекло заявление Бернанке о том, что Федрезерв готов восстановить скупку ценных бумаг, в том числе американских казначейских облигаций. Фактически, это означает начало нового этапа программы QE (или «количественного смягчения»), в рамках которой ФРС будет скупать долговые обязательства американского правительства. Чтобы это произошло, необходимо соблюдение двух условий: конгресс должен повысить максимальную планку госдолга США, а ФРС должна найти (или, точнее, напечатать) деньги, чтобы этот долг купить.
— При этом, стоит понимать, что мы обладаем довольно скромным опытом в применении этих инструментов, поэтому их использование несёт определенные риски и издержки, — предупредил руководитель американского ЦБ. Он также отметил, что ситуация может развиваться и по противоположному сценарию, и тогда ФРС будет, наоборот, повышать учётную ставку и принимать все доступные меры ужесточения денежно-кредитной политики в стране.
Однако этот вариант развития событий в наименьшей степени интересует участников кредитного рынка. Судя по всему, мировая финансовая система уже уверена в скором старте программы QE3, и поэтому фондовые биржи США ещё вчера закрылись с заметным плюсом. Не повредило американской репутации даже то, что международное рейтинговое агентство Moody’s заявило о возможном пересмотре кредитного рейтинга США в сторону понижения. Как поясняет аналитик ИК «РИК-Финанс» Михаил Фёдоров, «решение было связано с тем, что есть возможность того, что лимит по долгу США не будет повышен вовремя». В связи с этим в агентстве не исключают, что страну ждёт кратковременный дефолт.
— Может быть дефолт в США — не может быть дефолта... Многие к этому вопросу относятся просто: этого быть не может, потому что в принципе не может быть никогда, — рассуждает Фёдоров о том, почему мировые рынки не сильно отреагировали на заявление Moody’s. — Но в истории довольно часто случались вещи, в которые просто невозможно было поверить. Крах Римской империи, потопление испанского флота, 22 июня 1941 года... Да, все понимают, что надо повысить лимит, но американцы, в том числе те, кто у руля, — тоже люди и поэтому тоже могут допускать критические ошибки. И возможно, в этот раз, в этот исторический момент они допустят ошибку — это отнюдь не исключено. Руководствоваться исключительно слепой верой в то, что нечто просто не может произойти, нельзя. Нужно быть готовым к худшему, ведь риск действительно есть, и риск не эфемерный, — предупреждает эксперт.
Вот ФРС и готовится, видимо, к тому, что конгресс таки согласится повысить долговой лимит — и в этом случае кто-то должен будет скупить казначейские ценные бумаги. Ведь, чтобы спастись от дефолта, просто напечатать новые долговые обязательства (предположительно, на несколько триллионов долл.) недостаточно. Нужно, чтобы эти бумаги кто-то купил, а, поскольку доверие к американской экономике сильно упало, вряд ли гособлигации казначейства США будут пользоваться большим спросом. Единственным гарантированным покупателем остаётся собственно американская ФРС. Для этого и будут напечатаны новые доллары.
— В такой ситуации возрастет спрос на альтернативные и сравнительно ликвидные валюты, такие как евро, австралийский, канадский доллар, валюты развивающихся стран, золото. В среднесрочном периоде, то есть в перспективе нескольких кварталов после дефолта, курс американского доллара заметно снизится по отношению к евро, рублю и другим валютам, — прогнозирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
А дальше все этапы долгового кризиса могут повториться — после наращивания долларовой массы в мире и в США американская валюта сильно обесценится, инфляция взлетит, а значительного роста экономики и снижения бюджетного дефицита в стране так и не случится. Впрочем, и правительство и конгресс США давно думают о том, как застраховаться от этой беды. Пока же, считают экономисты, американские власти пытаются найти способ выиграть время для введения «страховочных мер»; и запуск «печатного станка» вполне мог бы им стать.