Глобальный финансовый кризис наконец заставил российское правительство заострить внимание на положении отечественного автопрома. Чтобы вытащить отрасль из ямы, в которую она проваливалась медленно но верно, законодатели один за другим принимали ряд проектов по поддержке российских автопроизводителей. И отчасти эти проекты возымели эффект: за
Сейчас средняя стоимость иномарки составляет
— По нашим расчетам, средняя стоимость нового иностранного автомобиля в России составила 775 000 рублей, — добавляет директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. При том что, как отмечают автодилеры, основная часть продаж приходится на автомобили ценового сегмента до 400 тыс. рублей — то есть б/у либо, опять же, нашего производства.
Как констатировали эксперты, по сравнению с докризисными цены на авто в России выросли. В ближайшее время тенденция на удорожание иномарок, скорее всего, сохранится, особенно если правительство продолжит политику протекции отечественных производств. Причём вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) — по правилам которой мы можем устанавливать лишь минимальные ограничения для товарного импорта — навряд ли изменит ситуацию, и если цены и снизятся, то ненамного и только в течение
— Вступление России в ВТО одномоментно на ценах не скажется. Это процесс достаточно долгий — на
По самому пессимистичному сценарию, цены на заграничные авто не снизятся вовсе. Единственным эффектом будет то, что объёмы импорта в Россию значительно возрастут и отечественным производителям придётся ещё больше бороться с иностранной конкуренцией. А дальше правительство будет решать: либо оставить «обиженную» отрасль на произвол судьбы и смотреть, сможет ли она «выкарабкаться» самостоятельно; либо прибегнуть к так называемым нетарифным методам регулирования, которые позволят не раздружиться с ВТО и вместе с тем практически запретить ввоз иномарок в Россию.
— Пример Южной Кореи, фактически закрывшей свой авторынок для импорта, в этом плане весьма показателен, — считает эксперт УК «Финам» Алексей Захаров. — Я не уверен, что наши власти не соблазнятся таким примером. У нас вполне могут записать в регламенте, что импортный автомобиль должен заводиться после суточной стоянки при температуре −50 градусов, мотивируя это необходимостью эксплуатации в Якутии, и импорт схлопнется.
Помимо снижения таможенных пошлин, необходимого для вступления в ВТО, существуют и другие механизмы, способные понизить цены на иностранные авто. Например, по мнению директора по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М» Алексея Тищенко, для этого «надо увеличивать предложение качественных бюджетных моделей типа VW Polo Sedan, Hyundai Solaris и т.п.», но пока что их явно недостаточно. Более того, на российском автомобильном рынке вообще сохраняется постоянное преобладание спроса над предложением; а если учесть, что в ближайшее время будет расти сегмент автомобильного кредитования, спрос увеличится, а это тоже повод для роста цен.
Таким образом, снижения стоимости иномарок можно ожидать только при резком увеличении предложения — в частности, за счёт массового потока машин из КНР. В свою очередь, этот поток «откроется», только если на китайском автомобильном рынке разразится кризис, а «когда это произойдет, сказать нельзя».
— Но рано или поздно это случится — я не сомневаюсь, — говорит С. Целиков. — К тому моменту мощности китайского автопрома составят