— Всё, приехали! — Таксист, везущий меня по МКАД, матерится, сигналит и честно пытается протиснуться сквозь затор, перекрывающий широкую трассу. — Теперь будем ждать, пока эти шопоголики к вожделенному торговому центру прорвутся.
— В выходные всегда так, — продолжает жаловаться шофёр. — И многие автовладельцы только усугубляют обстановку: не дождавшись возможности проехать на парковку, они бросают свои машины прямо на обочине. Но и в будни ситуация не лучше — грузовики везут товар на или со строительных, автомобильных и оптовых рынков. Кто разрешил коммерсантам так строить?!
Кто так строит...
Ещё в ноябре прошлого года мэр Москвы пришёл к выводу, что пробки на МКАД возникают в основном из-за неправильно организованных съездов с магистрали к магазинам и рынкам. И распорядился проверить эти объекты. С. Собянин отметил тогда, что дорога «отошла от своей первоначальной объездной функции» и используется «как вспомогательная улица для торговли».
— Невозможно «пробить» выезд на МКАД так, чтобы никто не видел, — заявил градоначальник. — Одни согласовали, другие недосмотрели, третьи не проконтролировали, четвёртые взяли на карман.
В результате было выявлено более 900 нарушений и около 50 участков, где дорожный трафик затруднён из-за торговых предприятий. У некоторых собственников вообще не оказалось разрешительных документов на уже существующие съезды. Получилось, что нарушения имеются у каждого пятого комплекса или рынка.
Для решения вопроса городские власти предложили коммерсантам за свой счёт построить дополнительные дороги-дублёры, что должно увеличить пропускную способность кольцевой примерно на 20%. Если же бизнесмены не захотят тратить деньги, подъезды к их собственности планируют перегородить металлоконструкциями.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 83% опрошенных москвичей одобряют идею заставить собственников торговых комплексов у кольцевой перестраивать за свои средства незаконные съезды. Для проверки каждого на днях создана специальная комиссия правительства Москвы. Руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин объяснил, что её члены, среди которых представители администрации Московской области и Минтранса РФ, займутся ещё и «инвентаризацией всех объектов дорожного хозяйства на кольцевой и ведущих к ней вылетных магистралях».
Пошумят и забудут?
По мнению многих экспертов, проблему, безусловно, решать надо. Но как?
— Ситуация патовая, — объяснил Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России. — Выявить и наказать виновных обязательно нужно. Но проблема здесь, на мой взгляд, во-первых, в отсутствии специальных полос для разгона и торможения, позволяющих автомобилистам беспрепятственно входить в поток. Правда, сделать их во многих местах трассы можно лишь после сноса торгового центра. А во-вторых, существующие съезды и выезды — перекрёстные. Поэтому, чтобы съехать с кольцевой, нужно «перейти» дорогу тем, кто на неё въезжает. В таких местах и образуются вечные пробки. Так что если есть возможность, необходимо в первую очередь «подвести» новые пути к комплексам со стороны области, перекрыв идущие с МКАД.
— Да, дороги с тыла кольцевой — реальный способ решения проблемы, — высказал своё мнение Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. — И сделать их за свой счёт стоит заставить коммерсантов, нарушивших правила и законы. Бизнесмены должны выделить средства и нанять специалиста-проектировщика по организации движения. Ведь инженерное решение есть всегда.
— А на время строительства дополнительных подъездов к торговым точкам мы призываем автолюбителей не нарушать правила, — объяснил «АиФ» автоинспектор, обслуживающий МКАД. — Именно из-за лихачей, пытающихся пролезть вне очереди, перед съездами возникают заторы на всех полосах движения, поскольку штраф в 100 руб. за подобное нарушение никого не пугает.
Когда же станет ясно — с чьего дозволения «прорублены» незаконные подъезды к магазинам, конкретных чиновников, подписи которых есть в «разрешительной» документации, нужно привлечь к уголовной ответственности за коррупционные преступления. Для бизнесменов же, решивших обойтись даже без таких «официальных бумаг», в УК РФ уже существует статья «самоуправство», предполагающая лишение свободы до 2 лет". А что? Разве не должны виноватые ответить за долгие часы, которые ежедневно теряют в пробках сотни тысяч москвичей?