Золотое время закончилось?
Как правило, экономический кризис приносит одним огромные убытки, а другим — новых клиентов и даже прибыль. Так, традиционно в выигрыше оказываются производители мелких товаров, бытовой химии, косметики, поставщики дешёвых развлечений — алкоголя, сладостей и табака — и рестораторы экном-класса — или, проще говоря, владельцы фастфудов. В кризис даже самые заядлые едоки предпочитают экономить на питании и поэтому уходят из более дорогих кафе и ресторанов и обращают свой взор на фастфуд.
Отчасти из-за этого цены на услуги общепита до сих пор не росли или росли очень медленно. Крупным ресторанам это невыгодно: клиенты от них и без того разбегаются и привлекать их надо хотя бы ценой. А уличным палаткам и другим точкам «быстрого питания» не нужно: очереди к ним и в кризис буквально не иссякают.
Однако теперь, когда аналитики начали говорить о «конце кризиса» и все мы, вроде бы, вздохнули спокойно, картина может поменяться кардинальным образом. Потребитель расслабился, у него появились деньги, он вновь готов тратить их на поход в ресторан — а значит последние начнут, наконец-то, дорожать. Причём в течение нескольких месяцев размер среднего счёта в ресторане или кафе может вырасти аж на 30%, потому что рынку нужно срочно отыграть тот застой, в котором он находился последние 2 года.
Официант тоже человек
Но, конечно, увеличение кармана клиента — не единственная причина подорожания общепита. Январь
А ведь рестораторы ещё не успели поднять ценники, чтобы покрыть подорожания прошлого года. Тем временем крупы и бобовые, по данным Росстата, стали дороже на 58,8%; мясо за 12 месяцев подорожало более чем на 5%; молоко и молочная продукция — почти на 17, подсолнечное масло — на 27,6; яйца — на 13,2, а овощи и фрукты — аж на 45,6% по сравнению с позапрошлым декабрём.
Что касается подорожания коммуналки, оно не только напрямую увеличивает затраты бизнесменов, но и ведёт к изменению цен на аренду. Ещё один фактор — увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес и рост взносов в Фонд социального страхования. Ну и зарплаты сотрудников предприятий тоже должны расти: им тоже, как ни странно, «хочется кушать» — так же, как и нам, их клиентам.
— Прожиточный минимум в Москве увеличивается, значит надо платить зарплату больше, — поясняет президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, слова которого приводит ИА «Ореанда». — И это ещё оптимистический прогноз, что цены повысятся на 30%. Это связано и с инфляцией, и с ростом ЖКХ, и с ростом налогов. Всё связано с огромным количеством объективных факторов.
Не поешь, так поглазеешь
Есть, впрочем, и другой путь сокращения издержек — ухудшение качества продукции и уменьшение порций. Как считают эксперты рынка, многие рестораны пойдут на эти меры наряду с увеличением цен — продукты будут закупать более дешёвые, а блюда подавать попроще, поменьше или с какими-нибудь «выкрутасами».
Например, чтобы замаскировать пустое пространство на тарелке, к мясу вместо гарнира подадут листья зелени и фигурно уложенную петрушку. А салаты будут заправлять не специально приготовленным соусом «цезарь», а обычным майонезом; или, в лучшем случае, готовой заправкой.
И несмотря на всё это, рестораторы отнюдь не боятся растерять своих клиентов. Даже наоборот: они вполне уверены, что интерес россиян к их заведениям возрастёт.
— Во-первых, люди выходят из кризиса и начинают всё больше посещать рестораны. Во-вторых, рестораны стали для жителей не только Москвы, но и России достаточно привычным делом, а в-третьих, рестораны, помимо еды, стали обращать внимание на улучшение сервиса, атмосферы, а это зачастую намного важнее еды и чека. Так что, думаю, рестораны клиентов своих не потеряют, — говорит генеральный директор консалтинговой компании «Restteam» Алексей Кислов.
Поэтому ходить в рестораны мы будем не меньше, а больше, обещают аналитики. Вот только кормить там будут плохо. Хотя стулья, видимо, будут удобнее, освещение лучше и обои посимпатичнее...