Об этом мы поговорили с Мариной Бубновой, секретарём Межведомственной экспертной комиссии по защите от контрафактной продукции АНО «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты РФ.
Поздно пить боржоми
«АиФ»: — Может ли потребитель хоть как-то понять, подделка перед ним или нет?
Марина Бубнова: — К сожалению, нет. Мы работаем над методиками, которые могли бы быть полезны потребителю. Например, была идея вывесить на сайте каталог подлинных этикеток, чтобы покупатель мог сравнить — всё ли сходится с оригиналом. Но ведь не пойдёшь с этим толстенным каталогом в магазин! Например, на днях я прихожу в аптеку. Бабушка смотрит на бутылку «Боржоми» и пытается понять, подделка это или полезная вода. Увы, не зная, как должна выглядеть подлинная голограмма, не имея талона, даже я не смогла ей помочь. Вы можете запросить у продавца сертификат и другие сопроводительные документы, но даже не каждый юрист, глядя на них, сможет определить происхождение продукта. Очевидно, нужно всё-таки вернуться к старой системе маркирования знаком качества, который давал бы понять, что продукт прошёл сертификацию, что была проведена хоть какая-то экспертиза.
«АиФ»: — Может быть, высокая цена является гарантией того, что продукт качественный?
М. Б.: — Не факт, что всё, что дёшево, — подделка, а всё, что дорого, — нет. На дешёвый некачественный продукт сегодня нередко лепят хорошие этикетки: полиграфические возможности позволяют делать обёртку любой подделки на высококлассном уровне. Кроме того, цену выставляет магазин, куда фальсификаторы отдают свой товар, и назначают её вовсе не из расчёта закупочной цены. Впрочем, редко магазин не знает, что именно он выкладывает на прилавок. К сожалению, согласно нашему Закону о торговле, всю ответственность за качество товара несёт поставщик. А найти поставщика контрафактной продукции трудно, потому что либо это фирмы-однодневки, либо вовсе не существующие компании. Правильно было бы, чтобы продавец — непосредственный распространитель товара — также нёс за него ответственность.
Электрический стул!
«АиФ»: — В Европе даже покупатели контрафакта несут ответственность, не то что продавцы...
М. Б.: — В США за производство и распространение поддельных лекарств — электрический стул! Ведь подделка медикаментов и продуктов питания — это же массовая угроза населению. А у нас что творится в аптеках? Все покупают лекарства наугад, никогда не зная, помогут они или навредят. В Евросоюзе, например, законодательство тоже предполагает жёсткую ответственность за всё, что касается контрафакта. Продавцов «левого» товара там ждёт финансовая ответственность в размере до 300 тыс. евро. И в Италии, и во Франции, как вы верно заметили, штрафуют и покупателей. Все эти меры защищают и добросовестного производителя, и потребителя. И судя по тому, что контрафакта у нас гораздо больше, чем в Евросоюзе и США, эти меры очень эффективны.
«АиФ»: — Поддельные «Гуччи» и «Прада» наводнили вещевые рынки и подземные переходы...
М. Б.: — Всё упирается в законодательство. В России контроль за торговлей теперь лимитирован. Проверяющие инстанции приходят в такой ларёк один раз в три года, причём список очерёдности проверок висит на сайте Генпрокуратуры, за две недели торговца обязаны предупредить. И несанкционированные внеплановые проверки могут быть проведены только по заявлениям граждан...
«АиФ»: — Есть ли такая продукция, которую вообще не подделывают?
М. Б.: — Может быть, и есть. Но мы о такой не слышали. Самое страшное — это когда подделывают документы, дипломы, удостоверения. Носить липовую сумку не так уж страшно, но лечиться у липового врача — реальная угроза жизни.
ОТ РЕДАКЦИИ
Складывается впечатление, что качество продаваемых в стране товаров заботит исключительно простых покупателей. Но ведь и чиновники ходят в магазины, их дети тоже могут отравиться в школе просроченными продуктами! «АиФ» призывает власти ужесточить соответ-ствующие законы, кардинально повысить штрафы для тех, кто зарабатывает на нашем здоровье. Считаем, что за подделку некоторых товаров надо ввести уголовную ответственность, в общем, сделать так, чтобы обманывать потребителей стало невыгодно и даже опасно.
— Штрафы увеличивать надо. Это понятно и экспертам, и законодателям, — согласен с «АиФ» Андрей Голушко, зампред Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. — 2-4 тыс. рублей — эти цифры несопоставимы с тем ущербом, который наносится потребителю некачественными товарами или услугами. Мы обсуждаем возможность повышения штрафов в разы. Думаю, соответствующий законопроект может быть вынесен на рассмотрение Госдумы уже в будущем году.