Накануне глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин вновь вернулся к теме пенсионного возраста в России. Выступая на заседании фракции КПРФ в Госдуме, министр заявил, что это мера необходимая, а значит будет принята — хотя и не в одночасье.
— Поэтапное повышение пенсионного возраста возможно, но не за один год и не сейчас, а лет через пять. До 62 лет у мужчин можно обсуждать, а у женщин — ближе к 60, — сказал Кудрин.
Напомним, сейчас россияне имеют право уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Это один из самых «ранних» пенсионных порогов среди развитых европейских стран, да и почти все постсоветские государства уже давно увеличили срок выхода на пенсию. Где-то, как, например, в Польше, людей искусственно мотивируют продолжить трудовую деятельность — отменяют льготы для пенсионеров, или назначают пособия тем, кто продолжает работать до самой старости.
У нас таких «драконовских» мер пока не предполагается, однако разговоры о повышении пенсионного возраста ведутся давно, и кризис лишний раз заставил к ним вернуться. Тем более, что многие — причём гораздо более благополучные в финансовом плане западные страны — уже пошли на столь непопулярный в народе шаг. Французское и греческое правительства не остановили даже забастовки. Наши министры пока медлят, но рано или поздно решение принято будет.
— В течение года-двух нужно принять решение. Начать — через пять лет и поэтапно. Двигаться с темпом в полгода или год, — разъяснил возможную стратегию Алексей Кудрин. Правда, конкретных цифр он не назвал — какой же именно срок выхода на пенсию нам назначат? Но оговорился, что этот вопрос будет рассмотрен касательно мужчин и женщин в отдельном порядке.
Если же инициатива затормозит или вовсе отменится (что мало вероятно), радоваться россиянам придётся недолго, предрекают аналитики.
Во-первых, население России стремительно стареет, то есть процент пенсионеров растёт, а доля молодёжи — падает. А поскольку все нынешние пенсии выплачиваются за счёт отчислений из зарплат работающих граждан, чем меньше последних — тем скромнее будут и выплаты. В итоге лет через
Второй повод для беспокойства — это растущая безработица. Финансовый кризис выбил с насиженных рабочих мест около полутора миллионов специалистов по всей России, и брать их назад (и на те же зарплаты) работодатели отнюдь не торопятся. А это тоже сокращает объёмы пенсионных средств, распределяемых силами ПФР. И будет ли меняться ситуация, пока не известно.
— Это (дефицит бюджета Пенсионного фонда) неизбежно приведет к тому, что пенсионный возраст будет увеличен. Это даже трудно обсуждать. Когда мы это решим — через год, через два, через пять — это не так важно сейчас. Но это придется сделать.
Это заявление Алексея Кудрина прозвучало ещё на минувшем Петербургском экономическом форуме летом, но тогда у аналитиков ещё теплилась надежда на то, что осень «оживит» экономику и расшевелит российский рынок труда. Однако сезон не оправдал ожиданий, а ноябрь-декабрь и вовсе традиционно считаются «мёртвыми» месяцами для трудоустройства.
В общем, все карты складываются не в пользу тех, кто надеялся поскорее «дотянуть до пенсии».
— Если это когда-то не сделать (не повысить пенсионный возраст), мы не сможем поддерживать пенсию на том уровне, на который мы ее вывели, — добавил Кудрин, намекая на то, что в
Впрочем, мнение Алексея Кудрина поддерживают далеко не все. Даже коллега — глава Министерства социального развития и здравоохранения Татьяна Голикова — скала, что «не разделяет позицию Алексея Леонидовича, что это можно сделать через два года». Впрочем, министр оговорилась, мол «нельзя не готовить население даже к теме обсуждения». А если надо готовить, значит, есть, к чему готовиться...