Марина Степнова, автор романов «Хирург» и «Женщины Лазаря»:
- Частицу «не» мало кто любит. Кому нравится, когда ему что-то запрещают? Свобода – она ведь в крови. Никуда от нее не денешься. Или ты свободен, или несчастен. По-другому нам не объяснили.
Мы с мужем полюбили частицу «не» благодаря кошке. Кошка жила с нами 18 лет. А потом умерла. Старенькая, родная. Уходя, она выхватила такой кусок жизни, что нам казалось – пустота никогда не заполнится. Да, я знаю, в мире полно несчастий, болеют дети, нищенствуют старики, погибают люди. Да и очеловечивать животных – не самое умное дело. Но каждый, кто похоронил собаку или кошку, знает: уходит не просто животное. Уходит любовь, без которой, как и без свободы, человеческое существование становится невыносимым.
Говорят, надо сразу заводить нового звереныша – так будет легче. Довольно циничная мысль. Все равно, что предлагать вдовице выходить замуж сразу после похорон – чтобы легче плакалось по ночам, чтобы поскорее расстаться с горем. Мы так не смогли. Целый год жили в опустевшей квартире. Никто не встречал нас по вечерам, никто не мурчал требовательно, никто не нуждался в нашей любви и заботе. А потом время взяло свое – и мы решили, что снова заведем котенка. Британца? Нет, мэйнкуна. А может, сфинкса? Они такие инопланетные! Какое-то время мы с увлечением лазили по сайтам, выискивая будущую любимицу. Пока не натолкнулись на первое «не».
Ситуацию спасла кошка, охраняющая стоянку возле нашего дома. Серая, круглая, она вдруг заметно прибавила в весе и приобрела вид одновременно царственный и беспечный. С начинкой – сообразили мы! И точно. Кошка оказалась беременной. Охранники, на наш вопрос, что будет с котятами, сурово ответили – утопим.
Так у нас в доме снова появился котенок. Шустрая и смышленая барышня, совсем не похожая на прежнюю кошку. Каждый раз, когда она рвет мне колготки или пытается запрыгнуть на стол, я с благодарностью думаю о частице «не».
Не утопили. Не выкинули. Не сделали аборт. Не подвели. Не обманули.
Может, это и не свобода, конечно. Но зато она – человеческая.