Анна Филатова, практикующий психолог: Ещё недавно слово «сказкотерапия» вызывало как минимум недоумение: в сказках есть терапевтический эффект? Шутите? Сегодня же этот термин на слуху не только у молодых родителей - многие люди, обращающиеся за помощью к психологам, знакомы с этим методом психологической коррекции, потому что эффект действительно есть.
Яна Смирнова, «ПРО Здоровье»: Как это работает?
- Вы рассказываете ребёнку сказку. Он её слушает. Механизм воздействия сказки на человека довольно прост - образы из сказок обращаются одновременно к сознанию и подсознанию человека. Поэтому сказку можно назвать проекцией нашей бессознательной жизни. Это означает, что наиболее близкие человеку сказочные образы и сюжеты так или иначе открывают его внутренние переживания.
- Почему сказка, а не просто история из жизни, например?
- История подразумевает только реальные действия. Сказка же - нечто из другого, чудесного мира. Она присутствует в нашей жизни с самого детства. В это волшебное время нам нетрудно поверить в чудеса, которые происходят на каждом шагу, мы с лёгкостью пускаемся в фантастические путешествия, сидя за уроками, мечтаем о необыкновенном будущем. Нас не удивляют сказки, которые читает бабушка, - всё, что мы слышим, для нас так же реально, как то, что мы видим. Но детство проходит. Нам почему-то не попадаются волшебные палочки, заветные слова «по щучьему веленью, по моему хотенью» не работают.
- Каждый день большинство мам рассказывают своим детям сказки «просто так». Можно рассказать что-то «не то» и «поломать» ребёнку психику?
- Нет. И то, какие у ребёнка любимые сказки, что он просит рассказывать изо дня в день, будет ценной информацией для психолога. У каждого есть любимые сказки: у одного сказка из детства остаётся любимой на протяжении всей жизни, у другого предпочтения постоянно меняются - всё это становится ценной информацией в интерпретации профессионального сказкотерапевта.
- До какого возраста детям может помочь сказкотерапия?
- Это универсальный метод, который подходит для работы с людьми разного возраста, не только с детьми. Более того, взрослому человеку бывает очень полезно отключить рациональный ход мыслей хотя бы на время встречи со специалистом - сказкотерапевтом. Именно это помогает посмотреть на сложную ситуацию под другим углом, найти новые решения, а главное - силы для новых действий.
- Взрослым тоже... рассказывают сказки?
- Дело в том, что психолог использует сказку и как диагностический инструмент, и как коррекционный. Помимо обсуждения любимых сказочных историй и персонажей в сказкотерапии практикуется написание сказок самим клиентом. Как правило, ребёнок справляется с этим заданием моментально, у взрослого человека это может вызвать затруднения. Во-первых, срабатывают защитные механизмы, он пытается закрыться рациональным отрицанием непривычной деятельности: «Зачем мне это? Я серьёзный человек!» Задача психолога состоит в том, чтобы клиент смог почувствовать себя в безопасности, ощутить ценность той среды, в которую ему предлагают войти, - в сказку. Во-вторых, на взрослого человека так или иначе давит общественное мнение, и он хочет написать хорошую, складную сказку.
Однако, как и в любой другой проективной технике, в сказкотерапии нет хороших и плохих сказок, любая сказка - это видение мира, и это очень важная информация.
Когда человек пишет свою сказку, он чувствует в себе силу и власть над её героями, он сам решает, как будут развиваться события, когда и как сказка закончится. Как часто нам не хватает подобных ощущений в реальной жизни! Мы редко чувствуем себя творцами, не видим возможности управлять своей жизнью, не можем полностью взять на себя ответственность за неё. Сам процесс написания сказки является ресурсным, у человека расправляются крылья, он начинает чувствовать свободу.
- Как проанализировать любимую сказку? И всегда ли в сказке все герои что-то да значат?
- Да. Сказку в самом привычном её понимании можно считать зашифрованным в форме метафоры жизненным опытом предшествующих поколений. Поэтому анализ сказок, знакомых нам с детства, - процесс очень любопытный. Например, сказка «Колобок», которая не вызывает у детей никаких вопросов, взрослого человека часто ставит в тупик. Основной вопрос: чему учит история про хлеб, который катался по лесу? Убегай, не убегай - его всё равно съедят. И почему только лисе удалось съесть героя? Одна из интерпретаций сюжета этой сказки основывается на теории становления мужчины как личности: рождение, сепарация от родителей, самостоятельность, проявление хитрости и… встреча с женщиной (интересно, что из всех встреченных Колобком зверей только лиса женского рода). Именно последняя встреча говорит Колобку о том, что привычная схема поведения не всегда успешна. Проанализировав подобным образом известные с детства сказки, мы можем оценить их глубину и скрытую метафору.
Как подобрать сказку?
Купите или поищите в Интернете сборник психокоррекционных сказок - в нём готовые сказки сгруппированы по проблемам.
Можно придумать свою, индивидуальную сказку: она не должна полностью копировать проблему, которая есть у ребёнка, а лишь напоминать о ней.
Сюжет придуманной вами терапевтической сказки должен развиваться по логике традиционных сказок: завязка, краткое описание героев, столкновение этих героев с проблемой, пути её решения, развязка и мораль.
Какая книжка от чего поможет?
- «Гадкий утёнок» - для детей с заниженной самооценкой.
- «Мальчик-с-пальчик» - для детей, которые могут чувствовать себя брошенными (родился младший ребёнок, родители слишком много работают и пр.).
- «Заяц-хвастун» - для тех малышей, которые врут.
О чём рассказывать?
- До 3 лет герои - животные и игрушки.
- От 3 до 7 лет - феи, солдаты, принцессы.
- От 7 до 10 лет - волшебные сказки, мистика, немного ужасов, превращений и пр. В них могут быть добрые привидения, раскаявшаяся Баба-яга и пр.
- От 10 до 14 лет - подростки слушают притчи, бытовые сказки-истории. Их герой - подросток, похожий на них по возрасту и характеру.