Наши эксперты – детский и семейный психолог, психотерапевт Марина Богомолова и руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алёна Короткова.
Сегодня в крупных городах России почти у каждого ребёнка к 10 годам уже есть собственный мобильник или планшет, а то и оба сразу. Более того, даже у 25% четырёхлеток имеется свой гаджет. Ограждать детей от этих устройств не только бессмысленно, но и вредно – ребёнок может почувствовать себя изгоем и ему будет трудно адаптироваться в коллективе сверстников.
Вредный или полезный?
Масштабное интегративное исследование детских мобильных игр и развивающих приложений, проведённое Институтом современных медиа, показало, что вопреки стереотипам большинство профессиональных психологов считают такие игры не только не вредными, но потенциально полезными для детей. Правда, лишь при условии, что у детей остаётся достаточно времени для живого общения с родителями и друзьями, подвижных игр, чтения, посещения кружков, секций и прочего. А также если соблюдаются:
- правильный подбор содержания игры (развивающего, интерактивного характера);
- оптимальное время игры (зависит от возраста);
- необходимое и достаточное участие в этом деле взрослого.
Американцы рекомендуют начать знакомство с гаджетами с двух лет. Наши детские психологи советуют с года-полутора знакомить детей с гаджетами, как с ложками и кастрюльками, не делая из них запретного плода, а начинать использовать с 3– 5 лет.
Будьте рядом
В идеале родителям следует участвовать в выборе мобильных игр, изучать описание разработчиков, сюжет, обращать внимание на графику, темп и звук игры. Полезно понаблюдать, как играет ребёнок, поинтересоваться, сложно ему или легко. Среди игр выбирать следует не только лучшее, но и подходящее возрасту ребёнку. А прежде чем дать игру малышу, взрослым не мешает пройти её самим.
Ещё лучше играть вместе с ребёнком. Такие игры отличаются от привычного досуга – прогулок, чтения или настольных игр, – для сегодняшних детей они являются более значимым и ценным времяпрепровождением. Но и родитель получит от этого массу пользы: узнает много нового о своём малыше, его представлениях, поведенческих особенностях. В игре ребёнок проще и быстрее осваивает новые навыки, получает знания, учится справляться с незнакомыми ситуациями, добиваться побед и достойно принимать поражения.
Ну всё, хватит!
Только родитель может научить ребёнка вовремя, без слёз и истерик закончить игру. Самостоятельно это умение к крохе придёт нескоро, поэтому ему надо в этом помогать. Сделать это помогут следующие ухищрения:
- Введение строгих ограничений на время игры, которое должно соблюдаться, и никаких «ещё 5 минуточек». Сначала ребёнок будет протестовать, но потом привыкнет и смирится;
- Установка ритуала по выходу из игры. Например, это может быть звонок будильника, который родитель устанавливает вместе с ребёнком. До 4–6 лет также необходимы будут 1–2 напоминания о скором окончании игры через каждые 2–3 минуты, что даст малышу возможность подготовиться;
- Привлекательное альтернативное предложение. Допустим, такое: «Заканчивай, сейчас пойдём есть пирожные или кататься с горки». Но тут есть одно важное правило. Нельзя прерывать игру на самом интересном месте. Найдите подходящий момент и помогите ребёнку сохранить достигнутые результаты игры. А вот заканчивать игру внезапно да ещё и со словами «Ну а теперь давай садись за прописи» или оставлять ребёнка одного без переключения на другое интересное занятие – явно провальная идея.
На пути разумного ограничения
В отношении мобильных игр, как и в отношении сна, приёма пищи, прогулок и прочего, должны существовать ясные правила. Родители, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, его возраст, состояние здоровья, режим дня и недели, могут выбрать наиболее подходящее время для игры и договориться с малышом обо всех правилах. Возможен, например, вариант, когда ребёнок играет только дома, или, наоборот, исключительно в дороге. Важно, чтобы это была система и чтобы мобильная игра не выступала инструментом наказания или поощрения ребёнка.
Если же вы заметили, что у ребёнка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам – психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут решить проблему.
Первый читатель: актриса Екатерина Рокотова
– У меня пока нет детей, но я уверена, что время общения ребёнка с компьютером нужно ограничивать хотя бы потому, что постоянное длительное времяпровождение с гаджетами вредно для психики. Нужно обязательно следить за тем, на какие сайты заходит ваш ребёнок, с кем общается в социальных сетях, чтобы оградить его от возможной опасности.