Вместе и навсегда
Крохе не важно, есть ли у его мамы консерваторское образование или ей медведь на ухо наступил. Ведь пение колыбельных имеет не только эстетическое, но ещё и мощное физиологическое и психологическое влияние – оно успокаивает центральную нервную систему малыша, снимает мышечное напряжение, стимулирует дыхание и кровообращение. Задача убаюкивающих песен не только в том, чтобы угомонить кроху и наконец-то уложить его спать. Мама, напевая протяжным и тихим голосом слова колыбельной (при этом делая короткий вдох и длинный выдох), успокаивает как ребёнка, так и саму себя, расслабляется и при этом входит со своим малышом в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Благодаря этому она чувствует себя с крохой единым целым даже после родов. Это ощущение важно и для мамы, но ещё больше для ребёнка в первые месяцы жизни. Слушая колыбельную, малыш получает уверенность в том, что его любят, он находится под надёжной защитой, у него всё хорошо.
Заговор на здоровье и удачу
Раньше на Руси колыбельные называли байками – от слова «баять» («рассказывать», «заговаривать»). Отсюда и всем известные «баюшки-баю». Учёные полагают, что эти произведения можно считать неким заговором на удачу, здоровье и счастье. Народная колыбельная песня поётся в особом ритме дыхания, благодаря которому малыш не просто начинает клевать носом, а входит в состояние, подобное гипнотическому трансу. В народе это состояние называют дремотой. Учёные-сомнологи, изучающие проблемы сна, считают, что, балансируя между сном и бодрствованием, человек открыт для подсознательного впитывания любой информации, которая впоследствии может так или иначе повлиять на его жизнь. Пока кроха отходит ко сну и его душа открыта миру, пойте ему о том, как прекрасно устроен мир, как мир любит и оберегает вашего малыша, такого умного, здорового и прекрасного. Заодно не помешает и «запрограммировать» дитя на счастливое будущее. Так и делали наши предки: в колыбельных девочкам пели о том, какие они вырастут красивые, добрые да рукодельные, а мальчикам – сильные и смелые.
Сам себе сочинитель
Как считают учёные, самые полезные колыбельные – традиционные, национальные. Они действуют на ребёнка благотворнее, чем эстрадные песни или песни из кино и мультфильмов.
Не обязательно заучивать песни наизусть – на Руси мамы импровизировали по ходу укачивания ребёнка, подставляя в конструкцию традиционной колыбельной свои собственные слова и пожелания ему. Можете и вы попробовать себя в роли сочинительницы. Только учтите, что русскую колыбельную всегда отличают:
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: детонька, котик, небушко… Причём, часто одно и то же слово может иметь несколько суффиксов: например, котя, котенька, коток. Это нужно для формирования слухового восприятия, то есть дальнейшего речевого развития ребёнка;
- многократное упоминание имени малыша. «Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою», «Стану люлечку качать, будет Ваня засыпать»… Слыша своё имя, малыш осознаёт себя как личность, что также способствует его развитию;
- текст колыбельной закольцованный: то есть два-три куплета (не больше) должны повторяться несколько раз, пока кроха не заснёт;
- колыбельная поётся в спокойном темпе, тихо, ласково, нежно растягивая гласные (особенно А и У – первые звуки младенцев), используются и шипящие и свистящие – ш‑ш‑ш, ц‑ц‑ц, успокаивающие кроху.