Наш эксперт – зав. лабораторией НИЦ «Государственный океанариум Украины», доктор медицинских наук, педиатр Людмила Лукина.
«Спецназ» в отставке
Начиная с середины прошлого века дельфинов начали использовать для определенных военных целей. Были разработаны программы, по которым дельфинов обучали находить под водой различные объекты, как плывущие, так и лежащие на дне – мины, торпеды, затонувшие суда, водолазов.
Именно «хвостатые» моряки в конце 80-х защищали от потенциальных врагов военно-морскую базу Черноморского флота в Севастополе. Любой подозрительный объект, плывущий по поверхности или в глубине, они засекали уже за несколько километров, немедленно передавая соответствующий сигнал-предупреждение на центральный пульт. А там уже оператор решал, какие меры принять.
К началу 90-х годов, когда в стране закончилось финансирование дорогостоящих военных проектов, чтобы как-то сохранить образованных по высшим меркам ластоногих разведчиков, стали создаваться открытые дельфинарии. Там на потеху детям и взрослым дельфины, как заправские артисты, показывали чудеса дрессировки. И лишь в отдельных случаях были продолжены научные исследования, в том числе и в направлении дельфинотерапии. Одним из таких мест оказалась Казачья бухта в Севастополе. Сегодня здесь популярный детский реабилитационный центр.
Недипломированные врачи
Дельфинотерапия основана на нескольких принципах. Прежде всего на том, что дельфины – животные, испытывающие потребность в межвидовом общении и поэтому легко идущие на контакт и взаимоотношения с людьми. Видимо, в этом кроется и главный козырь лечения: дельфины – одаренные биоэнерготерапевты, хотя официально основа метода – сонофорез, то есть лечение ультразвуковым биолокатором – сонаром дельфина, который представляет собой жировое утолщение на передней части головы.
Многолетний опыт работы с дельфинами показывает, что от морских существ исходит благотворное ультразвуковое излучение, особенно положительно влияющее на детей. Может, поэтому их хвостатые эскулапы лечат с удивительной самоотдачей. Установлено, что если после сеанса биополе ребенка увеличилось в 2–3 раза, то, как правило, примерно настолько же оно уменьшилось у излучающего его дельфина.
Для лечения детей дельфины-врачи проходят тщательный отбор. Принимают на дельфинотерапию самых ласковых и уравновешенных. Наиболее действенными лекарями зарекомендовали себя черноморские дельфины афалины, обладающие к тому же и высокими акустическими возможностями. Этот вид китообразных кроме всего объединяет дружелюбие и оптимизм.
Средство от тоски
Лечебная процедура проходит под строгим наблюдением тренера и врача, которые должны поддерживать высокую работоспособность дельфина до конца процедуры и исключать нестандартные случаи. В общем случае сеанс выглядит так. Дельфин по команде тренера подплывает к пациенту, облучая его серией локационных посылов в виде щелчков определенной частоты.
После того как животное познакомилось с «гостем» и как-то его для себя классифицировало (иногда положительно, а иногда и отрицательно), зондирующие импульсы резко изменяются, становясь высокочастотными, причем в отношении к каждому пациенту они имеют разные показатели. Это выражается либо в готовности «общаться» с пациентом, либо в отказе от совместных упражнений.
Как показывает многолетний опыт, чаще всего отказы происходят при работе с детьми, страдающими последствиями ДЦП или другими нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата. И наоборот – максимальная эффективность метода наблюдается при лечении заболеваний, связанных с функциональными расстройствами различных систем организма, нарушениями обмена веществ.
Положительные эмоции от общения с дельфином позволяют значительно стимулировать психическое, речевое и физическое развитие детей.