- Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов.
- Лопай, что дают.
Антон Чехов. Жалобная книга
- Еда есть?
- Каша.
- Какая?
- Пластиковая…
Сцена из фильма «Кин-Дза-Дза»
Они везде и от них нет никакого спасения. Включишь утром телевизионный приёмник, так, чисто для фона, чтобы одновременно упромыслить пару бутербродов и не пропустить прогноз погоды. А там вылезает эксперт: «Колбаса – яд! В ней сплошные пищевые добавки, жидкий дым и туалетная бумага!»
Лезешь в «эти ваши интернеты». Там вроде вменяемых людей больше. А вот дулю. На каждом втором новостном сайте громогласные заголовки: «Британские ученые считают, что хлеб состоит из генномодифицированной муки на девяносто процентов!»
Едешь в маршрутке. Тетка с габаритами самоходного орудия колышет телесами и заходится в гневе: «Да разве ж это сметана? Это ж живой крахмал и ароматизаторы!»
Дальше – длинный эскалатор метро. Делать нечего, поэтому поневоле вслушиваешься, о чем говорят. Ну, так и есть: «От тута у меня давления поднялася, я ее веником-та и отхерачила... И не говори, а все от чая. Ты его не пей, потому что это и не чай вовсе, а так, траву химией пропитают и продают».
По дороге домой звонок: «Купи молока, ладно?» Значит, надо заглянуть в супермаркет. Заглянуть и тут же уйти, потому что к молочному отделу не просочиться. Плотной стеной стоят барышни среднего возраста и медленно, вдумчиво изучают надписи на пачках. Две трети этих пачек отбрасываются: «Ну, это никуда не годится! Здесь одних эмульгаторов на полк солдат! Да еще и красители!» За сценой отказа от продуктов наблюдает удивленный работник-таджик с очень голодными глазами.
Дома – еще звонок: «Ты что, что-то пьешь? Лимонад? Опять своей химией травишься?».
И так – везде и всюду. Из каждого утюга. Консерванты! Эмульгаторы! Глютамат натрия! Соевый белок! Генномодифицированные вещества! Сплошная химия! Канцерогены! Мор! Погибель! Куда мы катимся? О, ужас!
Реакция на это разная. Кто-то впадает в ступор. Кто-то принимается размышлять о своем огородике или даже подсобном хозяйстве с коровкой да с кабанчиком. Кто-то начинает привередничать, считает калории, проверяет содержание сахара и заводит себе самопальный дешифратор, чтобы с его помощью распознать в пищевых добавках серии «Е» особо зловредные вещества. Такие люди, пожалуй, количественно преобладают.
Они-то как раз и находятся в двух шагах от самой настоящей паранойи. Запугать их проще простого, чем я как-то раз довольно цинично воспользовался.
Одна моя знакомая барышня, то ли начитавшись, то ли наслушавшись сказок и былей по поводу усилителей вкуса, заметила у меня в руках пакетик чипсов. И посмотрела на меня так, как будто я при ней принялся разделывать и пожирать дохлую кошку: «Ты что! Там же глютамат натрия! Это же химия!».
Я с ней согласился. И добавил, что глютамат натрия – это еще цветочки. Что в тех же чипсах содержится еще и хлорид натрия. А уж этот самый хлорид натрия до того ядовит, что, скажем, его передозировка ведет чуть ли не к летальному обезвоживанию организма. Что хлорид натрия – это соединение из неорганической химии. Что хлорид натрия – довольно мощный консервант. Что хлорид натрия настолько опасен, что его кристаллами иногда даже заряжают ручное стрелковое оружие.
Барышня предсказуемо охала, ахала и дивилась на тему «чем же нас травят» ровно до тех пор, пока ей не было сказано, что это неорганическое соединение присутствует на каждом столе и в каждом доме. Потому что хлорид натрия – не что иное как поваренная соль. Тут она подскочила, будто получив в соответствующее место классический солевой заряд из берданки: «Ну ты и сволочь!» Потом, видимо все-таки оттаяла и, подумав, нерешительно сказала: «Но ведь соль тоже вредная?»
Вредная, не спорю. И никогда не буду спорить с тем же Сашей Мельниковым, который разбирается в пищевой и не совсем пищевой химии гораздо лучше меня. Но есть один момент, в котором я никогда не соглашусь с теми бесчисленными голосами, которые постоянно талдычат о вреде пищевых добавок и генномодифицированных продуктов. Я категорически не согласен с тем, что их следует демонизировать и уж тем более от них отказываться.
В истории человечества был один период, когда раздавались точно такие же голоса. Это время довольно давнее даже по историческим меркам. И, тем не менее, процессы, которые происходили в десятом тысячелетии до нашей эры, до боли напоминают нынешнее состояние дел.
Тогда, в той незапамятной древности, человечество переживало свой первый по-настоящему глобальный кризис. Таяние ледников спровоцировало массовое вымирание годных для охоты животных. Пищевая база была вышиблена напрочь. Население Земли существенно сократилось. И волей-неволей людям пришлось изыскивать какие-то новые, до той поры не вполне изведанные пищевые ресурсы. Короче говоря, тогда был запущен процесс перехода от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. К хлебу и молоку, иными словами. К кашам и киселям.
Вот это был реальный кошмар и тотальный ужас. Это сейчас нам кажется, что люди с радостью приняли такой прогресс. Типа, еды стало больше, а жить стало, соответственно, лучше и веселее.
На самом деле первые поколения земледельцев жестоко проклинали богов и природу. Нет, еды и вправду стало больше, причем значительно. А вот средняя продолжительность жизни при изобилии еды парадоксально уменьшилась чуть ли не на пять-десять лет. И качество жизни здорово упало. И еще вдобавок появились новые, непонятные болезни.
А чего вы хотели? Появление хлеба и каш означает скачкообразное увеличение доли углеводов в рационе. Здравствуй, диабет, ожирение сердца и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Появилось молоко, о котором раньше не знали? Остеопороз обеспечен. Муку делают на зернотерках? Значит, обязательно появится кариес и прочие проблемы с зубами – остатки каменной пыли в муке убивали зубы вполне надежно. И мерли людишки пачками, и маялись животом, и страдали аллергиями...
Короче. О том, что бывает, если лопать сплошные углеводы, вы знаете лучше меня. Если не знаете – расскажут диетологи. Но в целом, поверьте – ничего хорошего не выйдет.
Не вышло и тогда. Человечество не скопытилось только потому, что плохой, негодной, болезнетворной, вредной еды и впрямь стало много. Во всяком случае, больше, чем было до этого. И она стала доступнее. А болезни и временное ухудшение качества жизни... Ну что ж. За все надо платить.
Ничего не напоминает? Например, современное состояние дел? Мне лично – очень даже напоминает. Вся современная «химия», все эти «ужасы генномодифицированных продуктов» направлены только на то, чтобы изготовить как можно больше еды. И впарить ее как можно большему количеству людей. И это удается, поскольку еда объективно стала доступнее, чем хотя бы пятьдесят лет назад. И будет удаваться, потому что плетью обуха не перешибешь. А цена за массовую доступную еду для всех – новые болезни и ухудшение качества жизни. Да и наплевать. Было. Проходили уже. И прошли.
Так что все эти вопли по поводу «сплошной химии» и «куда мы катимся» дико раздражают. Даже бесят. И чтобы хоть немного отвлечься, мне следует прямо сейчас пойти к автомату, который торгует всякой ерундой. И купить там еще чипсов. И сладкой газировки с ортофосфорной кислотой. Во славу новой пищевой революции.
Константин Кудряшов журналист отдела Культура еженедельника «Аргументы и Факты» |
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции