Наш эксперт – психолог Лариса Захарова.
Первые шаги
Приучать ребенка к самостоятельным играм следует уже с 5–6 месяцев, когда младенец начинает живо интересоваться погремушками. Можно на несколько минут оставлять кроху на коврике или в манеже с парой ярких привлекательных игрушек, чтобы малыш изучал их сам. Маленький может подолгу ощупывать их, пробовать игрушку «на зубок», кидать, трясти…
Игрушек не должно быть много, так как ребенок в этом возрасте способен концентрировать внимание только на одном-двух предметах. Игрушки лучше давать порциями: сначала две, а когда ребенок ими наиграется, убрать и дать новые. Если вы услышите, что ребенок беспокоится, вернитесь, немного поиграйте вместе, а затем снова покиньте комнату на некоторое время.
Как долго?
По мере взросления малыша интервалы для самостоятельной игры можно увеличивать. Так уже в год ребенок способен полчаса увлеченно играть в одиночестве, в два года – час, а в три года – полтора-два часа в день. Разумеется, игры должны проходить под ненавязчивым контролем взрослых. Периодически тихонько заглядывайте в комнату, смотрите, как чувствует себя малыш. Если видите, что кроха устал, переключите его на другое занятие, покормите, дайте отдохнуть.
Для ребенка игра – не просто развлечение, но активная деятельность, отнимающая энергию и силы, поэтому важно следить, чтобы он не переутомился. Кроме того, важно направлять детскую игру: подсказывать новые идеи, демонстрировать, как можно поступать с теми или иными предметами. Так вы сможете обогащать игровой «репертуар» и следить, чтобы малыш не «проигрывал» драки, убийства и другие страшные и неприятные ситуации.
Если ребенок просит о помощи (например, собирая конструктор, не может соединить детали), обязательно помогите, иначе малышу будет казаться, что в важных ситуациях вы не придете ему на выручку. При этом возьмите на себя то дело, которое малыш не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему.
И, разумеется, контролируя игры, не переусердствуйте! Помните правило, о котором пишет известный психолог, профессор Юлия Гиппенрейтер: «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
Ведь излишняя опека тоже может вызвать протест, или, наоборот, ребенок так и не научится обходиться без вашей помощи, что в итоге приведет к страху одиночества и неуверенности в себе.
Новая пора
Приучая ребенка к самостоятельной игре, важно заинтересовать его, поскольку дети увлеченно занимаются только тем, что их привлекает. Родителям необходимо придумать интригующий сюжет или купить яркую игрушку. Непременно следует показать малышу, как играть с новым предметом, рассказать правила игры, наглядно продемонстрировать различные ситуации.
Когда ребенок усвоит объяснение, передавайте «эстафету» ему, но первые шаги в игре он должен сделать под присмотром и мягким руководством родителя. Только когда вы увидите, что малыш справляется без подсказок и с удовольствием играет в одиночку, тихонько покидайте детскую. Если малыш просит вас остаться, можно сказать: «Я на минутку, позвонить папе» или «Я сейчас вернусь, только вымою посуду». Обязательно вернитесь! А спустя некоторое время снова удалитесь из комнаты под благовидным предлогом. Таким образом ребенок постепенно привыкнет играть самостоятельно.
Каждому навыку свое время
Приобретая игрушки, учитывайте возраст своего чада.
Для младенцев от 2 до 6 месяцев первым подарком, конечно же, должна стать погремушка, которая может быть изготовлена как из безопасной пластмассы, так и из бересты или дерева. Погремушки могут быть яркими, цветными или прозрачными с перекатывающимися шариками.
Чуть позже, с 6 до 12 месяцев, малышу становится интересно хватать и бросать на пол предметы, трясти, ощупывать, вынимать детали. Поэтому стоит приобрести мячи, игрушки со звуковыми и световыми эффектами, пирамидки, кубики, юлу. Игрушки должны быть сделаны из разнообразных материалов, с гладкими или, наоборот, неровными поверхностями, шероховатостями, липучками – для развития тактильных ощущений.
С 1 года до 3 лет подойдут игрушки для тренировки координации движений и мелкой моторики (шнуровки, вкладыши, конструктор), а также механические игрушки, машинки, куклы, домики, мебель и оборудование, животные, различные предметы без фиксированного значения (шарики, колечки, брусочки разных цветов).
Читайте также: | |
---|---|
Выбираем игрушки. Развитие или анти-развитие? | |
Какие мягкие игрушки могут навредить вашему ребёнку | |
Выбираем подарок ребёнку: какие игрушки ему понравятся? |
В период от 3 до 5 лет начинается этап сюжетно-ролевой игры, когда малышам становятся интересны кукольный театр, различные наборы для игр в профессии, в «дочки-матери», а также настольные игры, пазлы, музыкальные инструменты. Вместе с детьми можно придумывать жизненные случаи и проигрывать их, ведь игра – отражение жизни.
Здесь все «понарошку», но в условной обстановке, создаваемой воображением ребенка, действия и чувства искренни, переживания подлинны. Играя, малыш получает уникальную возможность «прожить» разнообразные ситуации, что поможет, столкнувшись с ними в реальности, принять верное решение.
В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте детей можно привлечь не только ролевыми играми, но и головоломками, сложными конструкторами, мозаиками, играми-драматизациями, шахматами, шашками, подвижными играми, словесными («продолжи рассказ», «города» и т. д.), театральными постановками.
Воспитание, как известно, начинается с колыбели. Такие важные и необходимые стороны характера, как независимость и самоорганизация – можно взращивать с младенческого возраста, приучая ребенка к самостоятельным занятиям и играм. Стремление к самостоятельности нужно поощрять, пестовать, оберегать. И тогда у вас вырастет уверенный, ответственный, инициативный человек, который даже в трудной ситуации не растеряется и найдет выход.