Поговори со мною, мама
Для развития языковых навыков ребенка самое важное – богатый лексикон родителей. Ведь папа и мама – первые собеседники малыша, первые слушатели и первые учителя. Как можно больше рассказывайте крохе о том, что вы делаете, о предметах, которые вас окружают, и старайтесь втянуть его в диалог. Пусть пока его реакцией будут только улыбка или бодрое «гу-гу», подхватывайте и продолжайте разговор.
Повторяйте слова по несколько раз. Переодеваете кроху десять раз в день, десять раз повторяйте: «Сначала наденем кофточку, в этот рукав просунем одну ручку, в этот – другую». Хорошо, если ваши объяснения будут сопровождаться веселыми потешками и стишками.
Когда кроха немного подрастет, стимулируйте его называть вещи своими именами. Пусть у него поначалу будет получаться лишь подражание нужному слову, не беда. Опыт показывает, что у родителей, которые стараются предугадать желания малюток, дети начинают говорить позже. Это и понятно, малышу не надо трудиться, запоминать новые слова, родители-то все схватывают с лета.
До полутора лет малыш только учится понимать речь. Помогут ему в этом карточки с изображением предметов и животных, яркие картинки в книгах и журналах. Если родители будут имитировать звуки окружающих животных и предметов (машина – би-би, собачка – гав‑гав), повторять их чаще, ребенок быстрее запомнит и сам звук, а впоследствии и название предмета. Стимулируйте процесс, задавайте малышу вопросы: «Как лает собачка? Какой звук издает машина? Где у мишки глазки?»
Растет болтушка
Воспользуйтесь этими советами психологов, и вы увидите, что результат не заставит себя долго ждать.
1. Говорите вместе с ребенком.
Он бесконечно повторяет какой-то слог: «Бу-бу-бу»? Присоединяйтесь и вы. Затем продолжайте, перебирая все гласные: бя-бя, бы-бы, бо-бо. Когда произносите слоги, обозначающие какое-либо действие, объясняйте. «Бе-бе – так говорит овечка, ба-ба – так зовут нашу любимую бабушку».
2. Не сюсюкайте. Иначе малыш усвоит неверное произношение.
3. Нагружайте работой пальчики. Они связаны с теми участками мозга, которые отвечают за развитие речи. Пусть малыш трогает разные на ощупь предметы: шершавые, гладкие, ребристые…
4. Общайтесь с «говорящими» сверстниками и малышами постарше. Кроха будет подражать им и скорее заговорит.
5. Читайте ритмичные стихи, малыши их очень любят. Повторяйте стих по несколько раз, показывайте картинки.
6. Иногда специально путайте слова: «Лошадка сказала «мяу-мяу». Сначала поправляйте себя сами, потом это будет делать малыш.
7. Пойте песни. Малыш начнет приплясывать, кивать головкой и чуть позже подпевать вам.
8. Слушайте ребенка. Кроха пытается что-то рассказать? Переспрашивайте, удивляйтесь. Просите его показать то, что он еще не может выразить словами: как ходила уточка, как он прыгал на прогулке…
Не жалейте времени на общение, ваши труды не пропадут даром. Уже совсем скоро рядом с вами будет интересный, любознательный и приятный собеседник.
Основные этапы развития речи | |
---|---|
Возраст 0–3 месяца: | Первая эмоциональная реакция – крик новорожденного. Позже можно будет различить интонацию крика: настойчивый, недовольный, радостный… |
Возраст 4–6 месяцев: | Младенец издает протяжные звуки, гулит. К 5 месяцам появляется первый лепет. |
Возраст 7–8 месяцев: | Произносятся лепетные слова (би-би, ма-ма, па-па). К 8 месяцам возникают осмысленные реакции на обращение взрослых: малыш откликается на свое имя, определяет местонахождение знакомых предметов… |
Возраст 9 –12 месяцев: | Малыш осмысленно произносит первые слова из двух слогов (би-ка, ба-ба). Речевая активность в это время зависит от эмоционального общения со взрослыми. В 12 месяцев словарный запас, как правило, вырастает до 10 слов (ням-ням, кис-кис и так далее). |
Возраст 1–3 года: | Идет активное познание мира и, значит, расширяется лексикон. До 2 лет малыши еще путают слоги, пропускают трудные звуки. В 2 года формируется элементарная фразовая речь (баба ням-ням, папа би-би). К трем годам малыш четко воспроизводит интонацию взрослых, придумывает свои слова и грамматические конструкции. |