Примерное время чтения: 9 минут
3459

Кто нужен мужчине — домохозяйка или «гламурная стерва»?

Однако, если вы попросите дать определение этому термину, ответов будет столько же, сколько отвечающих.

Разобраться в «скользкой» теме и выяснить, какие же качества кажутся сильному полу наиболее женственными и привлекательными, попробовала прославленная американская писательница Карен Карбо. В своей новой книге «Коко Шанель. Шик и элегантность навсегда» Карбо исследует тему женственности на примере одной из самых примечательных и выдающихся представительниц слабого пола — основательницы знаменитого дома мод Габриэль Шанель. Мы публикуем отрывок из этой книги.

«Женщина, от которой не пахнет духами, не имеет будущего».

Я бы никогда не взялась за эту каверзную тему, если бы не заявление Шанель: «Во мне нет ни капли мужественности» (и это сказала женщина с критическим складом ума, предприимчивая, напористая, бесстрашная, уверенная в себе, эгоцентричная и способная за один шаг преодолевать довольно серьезные преграды на своем пути — одним словом, обладающая всеми качествами, которые у нас ассоциируются с маскулинностью). В связи с этим у меня возникает ряд вопросов, от которых свербит под ложечкой — верный признак того, что вопросы те экзистенциальные и, возможно, ответа не имеют. К примеру: а что же такое женственность?

Наш век безудержного феминизма — странное время для размышлений о женственности. Вот о феминизме можно подискутировать. Мы живем в эпоху бесконечной борьбы за равноправие на работе, репродуктивные права, в эру неумолкающих споров о том, дозволено ли юным дамам напиваться в хлам на весенних каникулах и открыто демонстрировать свой обнаженный бюст, как в фильме «Плохие девчонки». Юные феминистки громят старых феминисток, а те, в свою очередь, презрительно фыркают: если бы не жертвы Поколения Предавших Лифчики Огню, никакого феминизма не было бы и в помине. Есть также женщины, которые отказываются считать себя феминистками, но при этом требуют признания своих прав и верят в равенство полов (а кто из нас этого не хочет, за исключением разве что психов от фундаментализма?).

Страсти пылают, главным образом, на просторах Интернета, и в костер полемики примерно раз в сезон подбрасывает пороху какая-нибудь кроткая и благоразумная авторица вроде Лесли Беннетт со своей «Ошибкой фемины».

Но женственность, по сути, никого по-настоящему не интересует. Чтобы навести лоск, она вовсе не обязательна, и мы, не задумываясь, списываем ее со счетов вслед за патокой, пикантностью и прочим романтическим вздором. Поэтому-то и ее определения в наш век прискорбно лаконичны. Нам известно два сорта женственности. Первая разновидность, строгая и практичная — это женственность по-семейному. Дабы соблюсти сию добродетель, фемине подобает с благоговением отдавать свой священный долг, Господом возложенный на жен человеческих, то бишь быть нежной, смиренной, целомудренной, скромной и самоотверженной (что без регулярного приема седативных средств невозможно даже с божьей помощью).

Но главенствует в наш век женственность второго типа по модели «Секса в большом городе», впрочем, столь же труднодостижимая. Согласно этой концепции истинные женщины — это обворожительные, вечно озабоченные фетишистки-туфлепоклонницы, чья главная страсть — собственная сексуальность, всегда готовая, под звон бокалов и драгоценное сияние коктейлей, предстать пред очами зрителей крупным планом. Их карьера существует лишь для того, чтобы объяснить, откуда берутся все эти платья, туфли, украшения, спа-салоны и «крантини» за двадцать долларов. В их жизни есть мужчины, но дамы обсуждают их так же, как цветоводы дискутируют о том, по каким причинам некий прихотливый сорт орхидей никак не может зацвести. Эти феминистки на самом деле не любят мужчин — они любят покупать милые вещицы и обожают друг друга.

Разумеется, Шанель таковой себя не считала. Ведь именно эта женщина сказала: «Лишь ступив на борт яхты, ты уже принадлежишь не себе, а какому-то мужчине, что до смерти скучно». Даже без учета того, что Шанель по природе своей не могла быть кроткой, мягкой и — увы — заботливой, что и принято считать проявлениями женственности, она просто не доверяла мужчинам. Да и разве она могла после того, как отец бросил ее в доме ее матери и исчез? Ей и в голову не приходило использовать свои чары для того, чтобы завлечь мужчину и заставить заботиться о себе в обмен на собственную независимость. Она прекрасно знала, сколь безрассудно передавать заботу о своем выживании в чьи-то руки. Ее мать пошла этой дорогой, и что с ней сталось?

Умерла от излечимой болезни в 32 года! ...

В действительности Шанель отнюдь не пренебрегала освященным веками женским обычаем баловать мужчин. До глубоко преклонного возраста она часто прибегала к чисто женским уловкам и ухищрениям. Но свои красоту, шарм, остроумие и дар сводницы она всегда использовала с целью получить то, что нужно ей, а вовсе не потому, что считала это своим женским долгом. Именно она сказала (и под ее словами, уверена, подписались бы многие): «Если вы знаете, что мужчины — как дети, все остальное знать необязательно».

Что же до теплых сестринских отношений — одного из оттенков женственности, который выражается в виде бесконечного трепа, совместных налетов на бутики, полной готовности прибежать к подружке в два часа ночи под проливным дождем, чтобы ее утешить, — смело скажу, что подобное шокировало бы Шанель. Пусть известно, что вместе с Колетт она охотилась за антиквариатом и даже позволила себе отправиться в круиз по Средиземному морю с Мисей (хотя это путешествие формально нельзя квалифицировать как девический побег от суеты, поскольку в нем участвовал также и муж Миси Жозе Мария). Но сама идея увеселительной прогулки за ручку с лучшей подружкой и в сандалиях за тысячу долларов с ремешками да на огромной платформе была для нее комичной (тем более в свете ее философии практичности и комфорта).

За исключением Миси, Шанель не очень любила женщин — а это уже указывает на некое лукавство той, которая посвятила всю жизнь одеванию дам и каждый рабочий день проводила в окружении своих многочисленных работниц. Но швеи Шанель были преданы ей, несмотря на то, что работа у нее была сродни борьбе за выживание в армии.

...

В итоге, по вопросам женственности Шанель я решила проконсультироваться с экспертом Деборой Оливье, автором книги «Что знают француженки о любви, сексе и прочих делах сердечных». Вот наша переписка.

ОТПРАВИТЕЛЬ: Карен Карбо

ПОЛУЧАТЕЛЬ: Дебора Оливье

ТЕМА: Странна я Коко? Здравствуйте, Дебора!

Я хотела бы узнать Ваше мнение по поводу одного вопроса, над которым сама бьюсь уже довольно долго. Я пишу главу о женственности, поскольку Шанель однажды заявила: «Во мне нет ни капли мужественности». Как и ее подруга Колетт, еще одна железная леди, она любила говорить о том, как она женственна и нежна, маршируя по жизни и сметая любые препятствия на своем пути духом соперничества, желанием командовать, несокрушимой уверенностью в себе, напористостью и прямотой. Пожалуй, «женственными» в Шанель были лишь ее страсть к жемчугу и полуобморочное обожание низкопробного любовного чтива. Во всем остальном она была настоящим генералом в шляпке. Она не была даже сексуальной в том утонченном смысле, который, кажется, особенно ценят французы. В свяязи с чем у меня возникает предположение: быть может, ее женственность была именно французской, а я что-то упускаю? Как Вы считаете?

Благодарю заранее, Карен.

ОТПРАВИТЕЛЬ: Дебора Оливье

ПОЛУЧАТЕЛЬ: Карен Карбо

ТЕМА: RE: Странная Коко?

Мне кажется, качества, которые Вы, как и все мы, американки, противопоставляете женственности: — дух соперничества, стремление командовать, напористость, решительность и так далее — с точки зрения французов обладают не столь ярко выраженной тендерной спецификой. По сути, если вы уж не совсем мужик в юбке или ярая мужененавистница, во Франции эти качества, как ни странно, могут считаться даже сексуальными. Пока мужчины, флирт, красота и соблазн — не чуждые для вас понятия, в этой стране вы можете быть дерзкой и самоуверенной, и при этом казаться (хотя бы себе) женственной.

Коко Шанель, очевидно, не была ни «о-ля-ля сексуальной», этакой секс-бомбой, ни загадочной и замкнутой «роковой женщиной», но в ней были ум, внутренняя сила, и она никогда не сдерживала свои желания. Пусть она и железная леди, но она любила мужчин и их половые железы. Но также она была мужественной и умела этим пользоваться. Для французов это сексуально. Ум — это сексуально. Внутренняя сила — это сексуально. Умение добиваться своих желаний — это сексуально. Сексуально быть соблазнительницей, даже такой важной, дерзкой, вызывающей и непреклонной.

Так что во Франции даже генерал в шляпке, коли на то пошло, может быть женственным. Эти противоречия совмещаются во французской культуре проще, чем в нашей, ведь мы больше склонны делить мир на черное и белое. Во Франции быть женственной — значит, любить мужчин, желать их и не скрывать этого, даже если вам свойственны качества, которые мы обычно приписываем сильному полу.

С наилучшими пожеланиями, Дебора.

Редакция AIF.RU благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (43)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы