Лечит или калечит?
Ну посудите сами. Помните ролик, где отец простудился и страшно переживает, что не сможет вечером поехать в командировку. На помощь приходят жена и дети, которые дают ему капли от насморка. После них нос, естественно, задышал, и отец семейства рад, что командировку не надо откладывать. Можно ехать по службе! Заражая попутчиков и коллег.
Кстати, о самолете — это идеальный контейнер по перевозке вирусов и бактерий по миру. Небольшое замкнутое пространство, набитое людьми и заполненное сухим воздухом. Он высушивает слизистые дыхательных путей, делая их беззащитными перед возбудителями гриппа и ОРЗ. Известны случаи, когда за время полета один гриппующий командировочный заражал большую часть попутчиков. Сегодня авиация — самый мощный механизм, работающий на пандемию свиного гриппа.
Иногда мне на это возражают: а может быть, у героя ролика не грипп, не инфекция, а просто простуда — незаразная. Но меня, как человека отягощенного медицинским образованием, такие рассуждения не убеждают. Любая простуда — инфекционная, а значит — заразная. Медицинское название простуды — грипп и ОРЗ. Без вирусов или бактерий их не бывает. Именно они являются причиной простуды, а переохлаждение — лишь способствующий фактор, помогающий ее развитию. Я понимаю, что не все обязаны это знать, но я не сомневаюсь, что на фирмах, рекламирующих свои лекарства, это известно.
В рекламе другого препарата от насморка страдают коллеги. Сначала, по доброте душевной, они дают лекарство простывшему бедолаге, мечтающему уйти домой. Но нос у него задышал, и он остается работать, и значит, заражать их.
Реклама таблеток не отстает от капель. Нет бы посоветовать больному человеку отлежаться, попить лекарства, не торопясь, чтобы не было осложнений. Да и людей вокруг не заражать. Но не тут-то было. «Некогда болеть!» «Быстро поставим на ноги!» Так уже не первый год нас программируют на опасное поведение при гриппе и простуде, чреватое осложнениями.
Примеры подобной провокативной рекламы можно приводить бесконечно. Непонятно только почему все это происходит из года в год, при всем честном народе и, самое главное, на глазах у чиновничества, призванного эту рекламу контролировать. Ведь пандемия свиного гриппа еще не закончилась, так стоит ли ее подогревать такой рекламой?
Реклама второй свежести
Но не каждая реклама так опасна; иногда она просто удивляет, без вреда. Именно так я удивилялся, когда ехал по МКАД, и чуть ли не на каждом километре с огромных щитов мне показывали рыбные блюда и сообщали: «Рыба ждет!» По радио рекламировали фишхаусы «Филимонова и Янкель». Благодаря такому «стереоэффекту» казалось, что рыба ждет меня именно в них. Не перестаю и сейчас удивляться этой долгой рекламной компании, продолжающейся с весны прошлого года, когда выезжаю на «Кольцевую» — щиты на месте. Правда, за более чем полгода я много разузнал об этой рекламе. И от этого она стала еще более удивляющей.
Оказывается, это социальная рекламная компания «Росрыболовства», пропагандирующая потребление рыбы и призывающая нас «поддержать отечественного производителя». На некоторых плакатах я рассмотрел не очень заметные во время езды цитаты про рыбу из Гоголя, Аверченко, Маяковского и Булгакова. Нет, знаменитой фразы Михаила Афанасьевича о том, что осетрины второй свежести не бывает, там не было. Все цитаты были малоизвестными, и не только мне. Эти фразы ничего не говорят не только нашему коллективному бессознательному, но и сознательному. И почему креативщики подумали, что они заставят нас бежать за рыбой в магазин? Где не только осетрина, но и почти вся рыба второй свежести (Булгаков был не прав). И как мы смогли бы поддержать своих, ведь на рыбе не написано, наша она или нет? Предположим, норвежская семга выращена там, а упакованная здесь. Наша она или нет? Или норвежская сельдь. Выловленная нашими рыбаками, проданная туда, обработанная норвежцами и продаваемая опять нам. Наша она или не наша?
А уж когда во время этой рекламной компании выяснилось, что большинство замороженной рыбы, продающейся у нас, — некондиционно, все это приобрело характер какой-то фантасмагории. Руководители Росрыболовства и Санэпидслужбы во время рейда по московским магазинам сделали контрольную закупку 55 образцов филе из рыбы. Только пять вписались в требования ГОСТа по содержанию льда (глазури). Выяснилось, что некоторые филе на 30-46% состоят изо льда, а содержание фосфатов, связывающих воду, выше всяких пределов. И что же? Росрыболовству известны названия фирм, производящих этот лед с рыбой, но нам, потребителям, о них не сообщается.
Представить такую ситуацию, например, в США просто не возможно. Там подобная продукция сразу же была бы изъята из продажи за счет производителя, он заплатил бы огромные штрафы, лишился лицензии, а информация об этом была бы в открытом доступе на сайте Управления по пищевым продуктам и лекарствам. У нас же все иначе. Нас до сих пор призывают покупать рыбу, но предлагают делать это в темноте — по принципу «кота в мешке».
Только после этого я понял, кого «Рыба ждет!» Не нас, а чиновников, способных на реальные реформы в рыбной отрасли.
Белое — пить, обтягивающее — носить
Не могу забыть еще одну социальную рекламу, несмотря на то, что она была скучнейшей и бездарнейшей. Помните ли вы, как нас учили молоко любить? Ну помните, сначала девушка на беговой дорожке, потом — парень танцует нижний брейк, потом они пьют молоко под бодрый слоган: «Сила? Ищите ее в молоке». В двух других роликах нам предлагают искать в молоке красоту — ее символизирует девушка, достающая молоко из холодильника, и здоровье — его демонстрируют папа с сыном, играющие в футбол, и присоединяющаяся к ним с двумя стаканами молока мама. Не помните? А ведь все это нам показывали в течение нескольких месяцев.
Вы верите такой рекламе? И я тоже вслед за Станиславским повторяю: «Не верю!» Уж больно убого все сделано, создатели ролика даже и не пытались нас заставить в это поверить. А если бы и хотели, то не смогли бы. Втиснуть в ролик всю полезную информацию о молоке просто нельзя. Для этого нужна развернутая информация — сайт, буклеты, плакаты, прочие просветительские материалы, которых не было (кстати, все это относится и к социальной рекламе рыбы).
А вот в американской компании «Got milk?» все это присутствует в лучшем виде. Например, у них есть один анекдотический ТВ-ролик, играющий роль затравки, ошарашивающей, парадоксальной, заставляющей полезть в интернет и проверить информацию, неужели это правда. Судите сами. Мужчины сметают с магазинных полок молоко, берут сразу по много пакетов, полки пустеют, все это производит странное зрелище... И вдруг, надпись: «Новое исследование показало, что кальций может уменьшать симптомы ПМС (предменструального синдрома)». И потом еще уточнение: «Большинство женщин уменьшили симптомы после 3 месяцев приема 1200 мг кальция в день».
Видеоряд подобен анекдоту, многие его даже сочтут пошловатым, и вдруг — наука, результаты новых исследований. А ведь правда интересно, и на сайте рекламной компании есть все, от простого и краткого изложения проблемы, до статьи про ПМС и молоко из серьезного научного медицинского журнала. Тут и Станиславский поверил бы... и запомнил — навсегда.
Заодно на сайте есть еще много полезной информации. Например, о пользе молока для костей и зубов. Знаю, что для многих это не новость: о влиянии кальция, которого немало в молоке, на прочность костной ткани знают многие. А вот о том, что молоко и молочные продукты могут улучшать качество сна и облегчать тяжелейший процесс просыпания, помогая вставать со светлой головой и в хорошем настроении, уверен, мало кто догадывается. Или о том, что молоко один из лучших «Beauty Foods» («Продукт для красоты»), серьезно влияющий на красоту ваших волос. А у нас вместо этого абстрактная и ни к чему не обязывающая сентенция — «Красота? Ищите ее в молоке».
А ведь в молоке можно найти еще много чего полезного. Например, что оно и продукты из него помогают худеть и поддерживать вес в норме. Или, в молоке есть вещества, которые препятствуют развитию рака. И это все научные факты, которые тоже можно использовать в социальной рекламе. Но это уже наверно темы для будущих компаний, не столь жалких, как нынешняя.