Усадьба-дворец
Из воспоминаний сына И.И.Барышникова: «…таких частных домов, каков был наш дом, и которых теперь величают дворцами, было в Москве до 20-х годов несколько десятков, но теперь все они уже в казне, за исключением разве трех или четырех.
По их размерам, по их великолепию в отделке заслуживали они, действительно, вполне названия дворцов, кто бы ни жил в них. Таким был и наш дом, стоявший покоем средний корпус на двор, боковые корпуса – на улицу и, верно, имевший шагов 120 внутри дома в длине от одного конца до другого».
Усадьба Барышникова на Мясницкой построена в форме буквы «П». Такую необычную, но блестящую внутреннюю планировку дома осуществил Матвей Федорович Казаков. Это решение было принято из-за того, что в новое здание полностью включены старые палаты XVII века.
Фасад и стиль
За все прошедшие годы внешний вид дома почти не изменился. Утрачены лишь изящные балконы на консолях, которые имелись у окон флигелей, выходящих на Мясницкую. И, наверное, самое потрясающее - сохранилась уникальная по своей красоте металлическая ограда - со строгой изящной решеткой между круглых белокаменных колонок с чугунными шарами. Подобные ограды в Москве почти все уничтожены.
Внутренний двор не так уж и велик, и при незначительной высоте здания это могло бы снизить общее впечатление. Чтобы преодолеть этот недостаток, Казаков выдвигает вперед портик - непременную часть сооружения классической архитектуры, а колонны ставит на высокий цоколь. Причем, колонны, украшенные коринфским ордером, далеко отодвинуты от стены, что придает портику необычную пространственность. В результате фасад становится величественным и торжественным.
Снаружи стены штукатурились и окрашивались в характерный для архитектуры классицизма желтый цвет. Отдельные детали - цоколь, горизонтальные пояса, венчающие карниз, колонны выполнялись из белого известняка, и вся эта нарядная белоснежная отделка прекрасно сочеталась с золотисто-желым цветом стен.
Из воспоминаний сына И.И.Барышникова: «Глубина среднего корпуса была в два ряда комнат, из которых передние были две больших гостиных (ныне - Розовый и Зеленый залы. - Прим. ред.); правый флигель состоял только из трех комнат, большого зала с колоннами и хорами (теперь - Круглый зал. - Прим.ред.), столовой (Овальный зал. - Прим.ред.) и официянской (Диванная - Прим.ред.), то есть относящейся к слугам, долженствовавшим ходить во фраках и служить при подачах, стаканов воды, квасу, столов карточных…»
Вестибюль
Нарядному и одновременно строго-элегантному портику противопоставлен обычный жилой характер входа, который находится в левом флигеле, если встать лицом к дому. Такое расположение входной двери создает ощущение какого-то неофициального приглашения, чего-то уютного, домашнего.
Входная дверь вела в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней почти в неизменном виде. Такое помещение еще долго называли старинным русским словом «сени».
Обширный вестибюль разделен колоннами на две части. Расположенные полукругом, они плавно подводят нас к парадной лестнице.
Лестница
Парадная лестница великолепна. Если взглянуть наверх, то вы увидите огромные боковые окна и парные колонны. В основании лестницы – трехметровое зеркало, которое визуально удваивает пространство. Вечерами лестницу освещал живой огонь свечей настенных хрустальных подсвечников.
Из воспоминаний сына И.И.Барышникова: «Очень замечательна была в нашем доме парадная лестница, поднимающаяся из больших теплых сеней, прямо без всяких поворотов в бельэтаж, широкие отлогие ступеньки из дикого камня, подо светлою аркою, напоминали лестницу итальянского дворца. В верху лестницы, во всю ширину ее, была площадка, по средине которой открывалась высокая дверь в переднюю».
Парадный кабинет
По ступеням лестницы, покрытой ковром, гости, уже с определенным настроением, поднимались в помещение, называемое аванзалом.
Из воспоминаний сына И.И.Барышникова: «Передняя была высокая, светлая, как и все комнаты были высокие и светлые. Направо была высокая дверь в официантскую, тоже очень хорошо отделанную, с высоким зеркалом…»
Диванная
Из парадного кабинета входили в угловую гостиную или диванную.
Из воспоминаний сына И.И.Барышникова: «Официянская (ныне - Диванная. - Прим.ред.) нужна… и для того, чтобы приехавший гость или гостья, не входя еще в гостиную, могли поправить свой туалет, на какой предмет было в официянской большое зеркало. Между тем самые почетные гости были уже встречены хозяином в официянской, как это и у нас делалось, когда приезжали… какие-нибудь крикливые титулы и давали уже издали знать о своем прибытии… . Из официянской вход был в гостиную, которых у нас было две большие…»
Из Диванной раскрывались под прямым углом две ветви анфилады - одна вела в центральную часть здания, другая - в восточную.
Центральная ветвь анфилады, состоящая из нескольких парадных покоев, раскрывается, по замыслу гениального зодчего, с постепенным нарастанием эмоционального эффекта.
Перед нами - одна за другой гостиные: зеленая и розовая и парадная спальни, которой завершается эта ветвь. Тогда было принято называть парадные помещения по их основной цветовой гамме.
Искусственный мрамор
Нам следует уделить особое внимание искусственному мрамору, так как он украшает все парадные помещения и является характерной особенностью дома Барышниковых.
Технология облицовки искусственным мрамором колонн была такова. Сначала выполнялась колонна из бревна, обшивалась дранкой, штукатурилась, и затем ее покрывали тонким слоем алебастрового литья с применением красителей и вкраплениями кусочков дорогого греческого мрамора подходящего цвета.
После этого колонна пропитывалась воском и тщательно полировалась. В итоге - полная иллюзия натурального благородного мрамора, играющего переливами света и блестящими искорками.
Зелёный зал
Первая гостиная - зеленая. Она очень просторна и в то же время уютна; нарядна, но не помпезна. Двое парадных портала обрамлены мраморными колоннами и увенчаны барельефами.
Выполненные из гипса, они были очень популярны для украшения помещений. Тематика и исполнение барельефов говорят нам о возвращении к классическим античным образцам, которые были характерны для архитектуры конца XVIII - начала XIX веков.
Барельефы создавали дополнительную игру светотени, смотрелись очень эффектно и при дневном освещении, и при колеблющемся пламени свечей.
В зеленой гостиной мы видим две почти зеркальные композиции. На одной из них, в центре - группа нимф, которые венчают гирляндой роз бога любви - Эрота, преподносят дары из фруктов, и воскуряют ему фимиам. С двух сторон - в круглых медальонах изображены музы.
Стены украшают вставки из искусственного мрамора. Так же оформлены и печи, расположенные в углах. Изящно скругленные, они меняют конфигурацию помещения и придают интерьеру завершенность. Лепные карнизы с розетками на потолках создают легкое праздничное настроение.
Розовый зал
Розовая гостиная с нежной расцветкой золотистого мрамора на стенах, так же, как и зеленая, выходит окнами в парадный двор. Эта гостиная - меньше, но кажется более нарядной благодаря мраморным колоннам с коринфскими капителями и богатой лепниной, обрамляющей дверные порталы.
Барельефы над входами в розовой гостиной размещены в прямоугольных и полуциркульных нишах. На одном из них изображен забавный эпизод - укушенный пчелами Эрот ищет защиты у своей матери - богини любви. Интересна бытовая деталь - плетеный из лозы улей с летком для пчел в верхней его части.
Барельеф в полуциркульной нише изображает Зевса в образе орла, вкушающего божественный напиток амврозию из чаши. Композиция олицетворяет покровительство богами всех живущих в этом доме.
Этот сюжет множество раз воплощался и не только в скульптуре, но и в поэзии. Взять хотя бы всем известное стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Люблю грозу в начале мая». Оно заканчивается следующими строками:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Это стихотворное переложение легенды о происхождении дождя вполне могло бы относиться и к этому барельефу, и Фёдор Тютчев мог видеть его, так как он тоже одно время жил на Мясницкой улице. Однако посещал ли он этот дом, доподлинно не известно.
Спальня
Из розовой гостиной мы проходим в парадную спальню. Кстати, слово «спальня» совсем не означало, что здесь кто-то спал. Это - одно из самых парадных помещений в доме было приемной, кабинетом хозяйки, где она встречала наиболее почетных гостей. Соответственно, к нему предъявлялись специальные требования. Оно должно было быть не просто роскошным, но изысканным, утонченным. Именно парадная спальня давала возможность зодчему показать весь блеск своего таланта, особо подчеркнуть архитектурные формы внутреннего убранства.
В доме Барышникова Казаков представил блестящий образец подобного помещения, во многом совершенно оригинального. Само расположение спальни, этого «обиталища Венеры» абсолютно необычно - спальня находится прямо в центре здания.
Это не очень большое прямоугольное помещение становится объемным благодрая тому, что его центр выделен колоннадой. На них опираются арки, образующие с западной стороны альков, то есть нишу в стене, предназначенную для бесед.
Торцевые стены завершены полукупольными сводами. Так же как и в парадной столовой, и здесь использована иллюзия: углубления в потолке нарисованы так, что зрительно увеличивают объем. Мы видим живопись на сводах, гирлянды полевых цветов, барельефы и медальоны с изображением играющих ангелов. Декор парадной спальни выполнен в охристых тонах. Угловые печи, расположенные на внутренних капитальных стенах, завершают интерьер.
Овальный зал
Из диванной мы попадаем в парадную столовую. Стены этого зала не прямые, а овальные. Столовая выдержана в изысканно-элегантных спокойных серых тонах. Того же цвета с голубыми вкраплениями колонны, обрамляющие входные порталы.
В потолочном своде – углубления в виде ромбов, которые на самом деле являются росписью. Они придают потолку большую объемность и высоту. Создается впечатление, будто маленькие звездочки, нарисованные в центре каждого ромба, на самом деле мерцают в небесной высоте.
За дверями с восточной стороны узкий коридор, который ведет в служебное помещение. В доме Ивана Ивановича Барышникова была очень тщательно продумана система тайных ходов, чтобы служебный персонал не мешался под ногами знатных гостей. К примеру, отсюда служебные коридоры вели в круглый зал, и даже на первый этаж, минуя парадную лестницу, а завернув на пролёт выше – сразу в две ложи музыкантов, одна из которых располагалась в парадной столовой.
Отсюда доносилась живая музыка, отсюда выстраивалась череда официантов. За этой дверью была так называемая буфетная – место, которое соединяло кухню и столовую: здесь хранилось фамильное серебро, фарфор и богемский хрусталь, крахмальные скатерти и прочая утварь, а также чистая посуда под замену использованной на время трапез.
Круглый зал
Из столовой мы выходим в самое роскошное помещение дома – зал для пышных балов, и различных торжеств, известный на всю Москву. Гостями этого дома были самые яркие фигуры эпохи: Александр Грибоедов, Лев Толстой, представители общества декабристов. Считается, именно тут танцевала девушка, ставшая прототипом Наташи Ростовой. И гости этого дома стали первыми слушателями пьесы Грибоедова «Горе от ума».
Окна обращены на три стороны. По пять окон - с востока и запада и три - с севера. А это означает, что помещение было все залито светом.
Зал всегда назывался и до сих пор сохранил это название - «круглый», хотя на самом деле стены зала очерчивают квадрат. Все дело в том, что круглая колоннада, выстроенная по принципу римских пантеонов, полностью изменяет восприятие пространство зала.
Светло-бежевые с коричневато-золотистыми переливчатыми вкраплениями колонны, сделанные из искусственного мрамора, необычайно красивы. Они немного суживаются кверху и завершаются пышным и парадным коринфским ордером.
В зале есть изысканно оформленный балкон для музыкантов. На барельефе ограждения балкона изображен в окружении муз бог Апполон - покровитель различных видов искусств с кифарой в руках. С двух сторон от балкона симметрично расположены входы в столовую и буфетную, оформленные сдвоенными колоннами.
Потолок зала украшен живописной росписью. Разбросанные по всему его золотисто-охристому полю цветы-розетки постепенно уменьшаются, превращают плоский потолок в купол.
Тончайшей работы лепнина отделяет ограду центрального плафона и боковых частей. Плафон обрамлен поясом лепных розеток, следующий ряд - из цветов и темно-зеленых гирлянд, который несут орлы с распростертыми крыльями. В центре изображено солнце, освещающее весь зал.
Наш пресс-особняк является архитектурным памятником и находится под охраной государства.
Пресс-центр «АиФ» - Ваш партнёр по организации мероприятий любых форматов на площадках Москвы:
Пресс-конференции и круглые столы, презентации, семинары, бизнес-форумы и корпоративы, аренда залов столицы, в том числе - по Вашим личным поводам.
Узнать условия или отправить онлайн-заявку: +7 (495) 252 02 90, +7 (985) 250-11-37
pressC@aif.ru, www.aif.ru/pc.