Свяжет ли Северный морской путь Европу и Азию?
Может ли Северный морской путь сыграть роль транзитной артерии из Европы в Азию?
- Северный морской путь (СМП) правильнее воспринимать как внутренний транспортный коридор, - считает Константин Кузовков, член правления транспортной группы Феско, обслуживающей СМП. - Во-первых, объём перевозок по нему крайне мал: в 2013 г. было перевезено 4,3 млн т грузов (для сравнения: через Суэцкий канал - 915 млн т). Во-вторых, ледовая проводка остаётся очень дорогим делом: подсчёты как западных, так и российских экспертов показывают, что плата за проводку должна быть снижена в 10 (!) раз, чтобы конкурировать с альтернативными маршрутами. В-третьих, короткие сроки перевозки не выглядят преимуществом в поставках, где важна не скорость, а регулярность. И к тому же большая часть перевозимых товаров чувствительна к температуре и её перепадам.
Поэтому первоочередная задача - не мифическое наращивание транзита, а модернизация портов, создание в них современной ремонтной базы, строительство складских мощностей, аэропортов. Из 16 портов, расположенных по трассе, сегодня только Мурманск может принимать суда дедвейтом более 30 тыс. т (что в 4-5 раз меньше, чем установлено для прохода по Суэцкому каналу) - остальные порты, за исключением Дудинки, почти непригодны для использования. Вторая задача - выправление дисбаланса в перевозках: большая часть (90%) грузов идёт с запада на восток. Это убивает экономику перевозок, порождая огромный объём порожняка. Гораздо правильнее не пытаться строить железные дороги в северные районы, а соединять узкоколейками районы добычи полезных ископаемых и северные порты.
Третья задача - изменение стратегии развития ледокольного флота. Сегодня ставка делается на строительство крупных ледоколов, хотя все специалисты признают, что прорывное развитие СМП возможно только при серьёзном изменении ледовой обстановки, связанной с таянием льдов. Поэтому правильнее развивать флот ледокольных танкеров и контейнеровозов, способных идти без ледовой проводки.