Вечером 25 ноября в Театре на Таганке состоялось скандальное открытие выставки Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы». Вместо торжественного вернисажа все гости стали свидетелями стихийного протеста: возмущённые работами художницы, актёры театра устроили настоящий «бунт». Артистов обидело, что из фойе убрали все афиши и портреты, в том числе и всеми любимых актёров — Валерия Золотухина, Владимира Высоцкого, а на их место повесили тексты-размышления о судьбе Театра на Таганке. Среди них были и такие: «Что делать? Что в сегодняшней ситуации может произойти в Театре на Таганке? Должен прийти новый сильный лидер. Ни в коем случае не должен прийти сильный лидер. Нужно, чтобы прошло время. Нужно закрыть театр, потому что без Любимова ничего значимого не будет».
«Театр болен. Театр осиротел. Такого чувства осиротелости не было, когда ушёл Ю. П., не было, когда умер В. С. Золотухин, именно потому, что эти стены с афишами и портретами Высоцкого, Золотухина, Шацкой, Ронинсона, Филатова, Смехова, Параджанова прикрывали душевные раны и защищали, напоминая об истории, о легенде», — написала одна из сотрудниц, Наталия Забора, на страничке театра в ЖЖ.
Официально же руководство отказывается комментировать ситуацию — зрителям предлагают прийти и составить собственное мнение (выставка открыта и будет работать до 12 января).
Ответить на вопросы АиФ.ru согласилась сама Ксения Перетрухина — автор проекта. В такой болезненной реакции актёров художница увидела две важные причины:
– Первый фактор — просто человеческий. Мы невольно допустили одну ошибку: когда защитили выставку на худсовете, то решили, что договорились сразу со всем театром. Но в том, чтобы обобщать большую группу людей одним словом, есть своя опасность. Нам просто надо было всех собрать и объяснить: вот есть такой проект — на целый год фойе нашего театра станет не служебным пространством, а выставочным. Но это ни в коем случае не ухудшит театр — это его расширит. А всё, что мы снимаем со стен, аккуратно упаковываем, ничего не разрушаем.
Второй ключевой вопрос: репертуарный театр претендует на то, что он — замкнутая структура. Знаете, есть такое замечательное понятие — «театр-дом». Но совершенно замкнутая структура не может развиваться. Системе, чтобы развиваться, нужно размыкаться — вот вчера именно такой момент и произошёл. Конечно, воспринимается этот процесс очень болезненно, но его надо просто пережить, чтобы потом понять: это хорошо. Сама-то выставка совершенно не радикальная, просто для репертуарного театра это стало радикальным жестом. Задача, которая стояла перед нами: расширить театр в другие сферы, распахнуть его в общество.
Волнения и сомнения у худсовета начались ещё на стадии обсуждения выставки. А вообще, к юбилейному 50-му театральному сезону подготовили масштабный художественный проект — «Попытка альтернативы» стала лишь его началом.
– Этот разговор должен был стать 10-минутным, а продолжался 2 часа. Первым вопросом было: «Это наш дом, а вы хотите писать на его стенах?» Новое же всегда очень сложно воспринимается, а для репертуарного театра это новая форма, — сказала Ксения Перетрухина. — Но люди, вошедшие в художественный совет, меня просто восхитили. Они все такие разные, умные, тонкие, но после долгих рассуждений и споров они всё же смогли решить: мы можем себе позволить такой эксперимент. Теперь, помимо сцены, в нашем театре появится ещё одно арт-пространство, где что-то тоже будет происходить — это фойе.
Сейчас на выставку реагируют неоднозначно: на официальной группе театра в ЖЖ появилась негативная оценка Владимира Романовского, заместителя директора, который считает экспозицию «диким неуважением к истории театра, неуважением к его актёрам, зрителям». А Наталия Забора опубликовала такой пост: «Попытка присутствия в легендарном театре «Группы юбилейного года» оказалась бестактной, неуважительной, грубой и непрофессиональной. Это скорее вторжение, не попытка, а пытка».
Сама же Перетрухина совершенно не ожидала такой острой реакции на свои работы и совсем не рада оказаться в центре скандала.
– Я совершенно вертикальный художник, я эволюционер, а не революционер. Я не за то, чтобы ломать и строить, а за то, чтобы выращивать. Скандал — это совершенно не мой метод, — делится автор. — Я рассчитываю на какой-то художественный переполох, а не на скандал, и мне невероятно тяжело, что страдают уважаемые мной люди. Мне очень хочется сделать всё, что в моих силах, чтобы убедить их: я уважаю театр, для нас этот проект очень много значит, и мы не хотим ничего разрушать. Мне кажется, спустя какое-то время эта ситуация будет восприниматься совершенно по-другому, и, возможно, люди изменят своё мнение.