Ещё в первые месяцы после премьеры рок-опера возглавила крупнейшие американские и английские хит-парады (Billboard 200, UK Singles Chart), а впоследствии была признана ярчайшим явлением музыкального театра второй половины XX века. Постановка оказала значительное влияние на развитие массовой культуры: она имеет множество интерпретаций и до сих пор не покидает театральных подмостков.
История создания рок-оперы, интересные факты и легендарный состав в юбилейном тексте АиФ.ru.
История создания постановки
Для «свингующих шестидесятых» характерен расцвет движения хиппи и рост интереса молодёжи к религии. Молодые люди стремились вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм, они отрицали строгость догм официальной церкви и по-своему трактовали учение Христа. Для них спаситель был реальной исторической личностью, полным бескорыстия и смирения сыном плотника.
Уэббер и Райс в то время были чрезвычайно молоды (23 года и 26 лет соответственно), и судя по всему, именно идеи «Иисус-революции» вдохновили их на создание рок-оперы. Изначально мюзикл планировалось назвать «Иисус Христос», однако Тиму хотелось добавить лоска массовой культуры и как можно глубже погрузить зрителя в актуализацию библейских событий. Тогда в одной из газет он увидел заголовок «Том Джонс — мировая суперзвезда» и понял — это то, что надо «Иисусу».
Тим Райс использовал для написания либретто* книгу католического священника и телеведущего Фултона Шина «Жизнь Христа», где сопоставляются все три синоптические евангелия — от Матвея, Марка и Луки. Опираясь на ключевые события Страстной недели, он приблизил героев к реальным людям и наполнил их живыми эмоциями.
Основа произведения — противостояние двух главных героев: Иисуса и Иуды, однако их конфликт отличен от евангельского. Это не борьба добра и зла, верности и предательства, праведности и преступности, а столкновение двух мыслящих людей, где у каждого своя правда. В центре сюжета: Иуда, недовольный поведением Иисуса, Мария Магдалена, влюблённая в мессию, и сам Иисус — не Сын Божий, а лидер движения flower power, человек вспыльчивый, эмоциональный, терзаемый страхами и сомнениями.
В одном из многочисленных интервью создатели так определили своё отношение к этому сюжету: «По сути дела, основная наша мысль была показать Христа глазами Иуды, который видел в нём человека, а не бога. Мы стремились не к тому, чтобы высказать религиозную точку зрения, а скорее к тому, чтобы задать вопросы. Мы сознательно отказались от каких-либо намёков на божественность Христа».
Жанровая специфика
Музыкальную ценность постановки отметил даже Дмитрий Дмитриевич Шостакович: посетив в 1972 году лондонский спектакль, он сказал, что «опера очень талантлива» и он «слушал её с большим интересом».
«Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера не просто мюзикл, написанный языком рок-музыки. Она стала основой произведения, создала особое настроение, добавив постановке эмоций и драйва, однако нельзя не услышать в опере и явные отголоски джазовой музыки и регтайма. Здесь целая библиотека музыкальных стилей. В опере звучит музыка, отсылающая зрителя к баховским «Страстям». Встречаются в опере и эпизоды, решённые в стиле церковной музыки (органной и духовой), а также инструментальной классики с привлечением традиционных струнных и духовых инструментов.
Легендарный состав
Мало кто знает, что Уэббер и Райс приглашали уже бывшего на тот момент солиста группы The Beatles, но всё ещё культового рок-музыканта Джона Леннона для исполнения роли Иисуса. И тот даже дал согласие — при условии того, что Марией Магдалиной будет Йоко Оно. Но Йоко не согласилась, и авторам пришлось искать других исполнителей ключевых ролей. А жаль.
Роль Иуды в альбоме и премьерной постановке исполнял Мюррей Хэд. Он долгое время не соглашался участвовать в этом проекте, но, по иронии судьбы, именно эта роль не только сделала его знаменитым, но и стала вершиной его музыкальной карьеры, а песня «Superstar» в его исполнении по-прежнему остаётся хитом. Конечно, стиль песни, выходящий далеко за пределы привычного церковного стиля, был непривычен для слушателей, но неожиданно она получила положительную оценку со стороны духовенства.
На роль Иисуса был приглашён Ян Гиллан — солист группы Deep Purple. Кроме того, исполнитель роли мессии пел и играл во многих других группах, в том числе в Black Sabbath, а также учился в одном классе с Питом Таунсендом, одним из основателей группы The Who. Партия Иисуса также стала одной из основных вех в карьере музыканта, однако в экранизации 1973 года её исполнил Тед Нили, так как Гиллан предъявил слишком высокие требования, связанные с плотным графиком гастролей Deep Purple.
Уэббер долгое время не мог найти достойную солистку на роль Магдалины. К счастью, однажды он случайно в ресторане услышал девушку, которая проникновенно пела под собственный гитарный аккомпанемент. Это была юная Ивон Эллиман, которая, конечно же, приняла предложение композитора за шутку, но, подумав, согласилась принять участие в записи и не пожалела. Партия Марии Магдалины сделала её знаменитой.
Роль Понтия Пилата исполнил американский актёр и певец Барри Деннен, который в начале шестидесятых ещё жил в Нью-Йорке с никому пока не известной Барброй Стрейзанд и помогал ей делать первые шаги на пути к славе. К счастью, в конце десятилетия он уехал жить в Лондон и стал частью легендарного состава рок-оперы.
Прекрасно исполнил партию Симона Зилота Джон Густафсон, который на самом деле вовсе не певец, а самый значительный ливерпульский бас-гитарист (после Пола Маккартни). Он играл во многих английских группах, в том числе в проектах Роджера Гловера и The Ian Gillan Band.
Под псевдонимом Пол Рейвен будущий звезда глэм-рока Гарри Глиттер исполнил роль одного из священников.
Экранизации
Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса две экранизации.
Фильм 1973 года был снят канадским режиссёром Норманом Джуисоном в Израиле. Он получился очень колоритным: действо происходит на фоне мест, где случились исторические прототипы событий. Примечательны и многие режиссёрские находки: мотив «фильма в фильме», неожиданные кадры с настоящими танками вместо фаланг римских легионеров и чернокожий Иуда. К сожалению, постановка была незаслуженно обделена вниманием и отмечена в качестве лучшей по итогам года лишь в католической Италии, где режиссёру вручили национальную кинопремию.
В 2000 году рок-опера была переснята уже на сцене австралийскими кинематографистами с новым актёрским составом и вышла на DVD под названием Jesus Christ Superstar. Millennium Version.
Позиция церкви
Можно спорить о религиозной составляющей постановки. Однако стоит иметь в виду, что сюжет рок-оперы всё же имеет очень опосредованное отношение к Евангелию: прежде всего, он о современности, простом человеке, «суперзвёздах», массовой культуре и толпе.
Изначальная установка авторов сочинения была весьма пространной: «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным», — говорил в одном из своих интервью Тим Райс. В постановке, в отличие от текста писания, вектор повествования смещён с вечных вопросов о справедливости, добре и зле, верности и предательстве, на переживания героев, раскрытие личностей персонажей.
«Либретто оперы… мягко говоря, «адогматическое», — пишет в своём блоге богослов Андрей Кураев. — Но музыка талантливая». Он подчёркивает и то, что эта опера сыграла важнейшую роль в «религиозном пробуждении» советских граждан, она «сняла шоры со многих комсомольских глаз». Оказалось, что религия может не только быть интересна прогрессивному человеку, но и быть частью современного искусства.
Любопытно, что, несмотря на то, что стиль постановки выходит далеко за пределы привычного церковного стиля и непривычен для верующих, первоначально постановка получила неожиданно положительную оценку со стороны Ватикана.
«Иисус Христос — суперзвезда» в России
В Советском Союзе запись рок-оперы стремительно распространялась благодаря «самиздату». Публика, несмотря на отсутствие перевода и низкое качество, заочно влюбилась в исполнителей главных ролей, и прежде всего — в Иэна Гиллана.
В далёком 1974 году полуподпольный ансамбль «Арсенал» записал в Государственном доме радиовещания и звукозаписи первые фрагменты рок-оперы, представленные вниманию слушателей в институтах и домах творчества на радость советским хиппи.
Премьера спектакля на театральной сцене в России состоялась в феврале 1990 года на сцене ДК им. Ленсовета в Санкт-Петербурге, спустя несколько месяцев аналогичная постановка была представлена московским театром им. Моссовета.
Советские и российские интерпретации рок-оперы отличаются от традиционного прочтения: они значительно ближе к Священному Писанию. В нашей стране постановка изначально ставилась под покровительством церкви: премьера «Иисуса» в России символично совпала со 1000-летием Православной церкви, а исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов даже получил благословение на роль.
Затем последовали:
– «Jesus Christ Superstar» в постановке В. Птицына, 1992 г.
– «Иисус Христос Суперзвезда», г. Иркутск, Иркутский музыкальный театр, 1997 г.
– «Jesus Christ Superstar», г. Москва, Московский театр музыки и драмы С. Намина, 2002 г.
– «Иисус», г. Орёл, театр «Свободное пространство», 2003 г.
– «Иисус Христос Суперзвезда», г. Томск, Северский музыкальный театр, 2006 г.
* Либретто — литературная основа большого музыкального сочинения, например оперы, балета, оперетты или мюзикла.