Всего 4 года потребовалось организаторам для того, чтобы о масштабном бесплатном фестивале узнали не только за пределами региона и страны, но и в космосе. Космонавты Сергей Прокопьев и Олег Артемьев пригласили гостей на фестиваль Ural Music Night и, по сути, открыли его, развернув на орбите флаг Екатеринбурга.
Для журналистов и гостей фестиваля «Ночь музыки» началась в полдень в аэропорту Кольцово с концерта женской группы «Татьяна» и пресс-конференции, на которую должен был прибыть Эмир Кустурица (он прилетел позже и дал зажигательный концерт), но на брифинг не успел. За режиссера-музыканта пришлось отдуваться лидеру группы «Чайф» Владимиру Шахрину, который в самом фестивале участия не принимал. Почти. «Почти» потому, что музыкант не пел, а устроил для «акул пера» экскурсию на катерах по городскому пруду в центре города, заодно презентовав свой дневник-путеводитель «Екатеринбург в оранжевом настроении» — собственноручно, с большой любовью к родному городу, написанную книгу.
«Массовый энтузиазм…»
«В прошлом году было 150 тысяч зрителей, в этом — около 200 — с удовлетворением заметил директор и вдохновитель «Ночи музыки» Евгений Горенбург. — Энтузиазм масс превысил всяческие пределы». Учитывая, что в мероприятии приняли участие более 2000 музыкантов (выступивших более чем на 115 площадках), послушать всех было физически невозможно.
«Может быть, это знаковое событие, но меня не очень порадовало, когда на крыше министерства культуры в какой-то момент собралось около 100 человек, — сокрушался Горенбург о том, что свободный дух фестиваля чуть не превратился в легкий беспредел. — Мне это напомнило легендарный матч 1996 года между турецкими футбольными клубами «Фенербахче» и «Галатасараем», когда на поле выбегали болельщики, а зрители, не попавшие на стадион, смотрели его на крышах близлежащих домов. Так как ответственность за безопасность на «Ночи музыки» лежит на мне, история, похожая на турецкую, в Екатеринбурге меня сильно беспокоила. В следующем году буду просить не разрешать открытый доступ на крыши, чтобы у нас, организаторов, не оставалось шрамов на сердце».
При этом в ходе мероприятия, кроме пары поломанных кресел и крыши остановки общественного транспорта (куда тоже забрались зрители), никаких ЧП не произошло — все, слава богу, живы-здоровы. Хотя 200 тысяч человек, курсирующих по центру города — зрелище не для слабонервных! Несмотря на то, что публика заправлялась спиртным по дороге к площадкам, откровенно пьяных зрителей наблюдать не пришлось. Все-таки культурное событие. К тому же, перед входом на многие площадки, в частности перед универом, где выступал Иван Дорн, блюстители порядка устраивали жесткий досмотр и отнимали любые бутылки при входе.
Популярность фестиваля выросла настолько, что, по словам организаторов, помимо 103 официальных площадок, было порядка 10-15 несанкционированных. Музыканты просто выходили на улицу, сами ставили аппаратуру в переходах, играли свои произведения. Порой это была очень сырая и непрофессионально сыгранная музыка, но, как говорится, «от души».
Но можно было наткнуться на совершенно фантастические музыкальные открытия. В частности, поразил коллектив басиста и вокалиста Леонида Воробьёва Leonid & Friends. «Это абсолютно райская музыка, которая в раю должна звучать», — отрекомендовал их Горенбург. И тут с ним сложно не согласиться. «Леонид и друзья» — оркестр (включая духовые) высокопрофессиональных музыкантов, изначально сугубо студийный, а ныне гастролирующий не только по родным пенатам, но и за рубежом, играющий красивую интеллектуальную англоязычную музыку в духе популярного в 70-е и 80-е гг. американского коллектива Chicago (тут вам и блюз, и джаз, и софт-рок).
Не оставил равнодушным своим непродолжительным клубным сетом — свежий сайд-проект гитариста Suit — немецко-голландский дуэт Disco Dicks, играющий нечто среднее между блюзом, техно, трип-хопом, гранжем и роком. У парней минимальный набор инструментов: гитара, вокал, барабаны и чуть-чуть запрограммированной электроники. Они звучат так, что невозможно не пуститься в пляс.
Часть ресторанов и кафе зазывала любителей музыки к себе, вывешивая афишу с отдельной музыкальной программой, не аффилированной с фестивалем. Важно, что никто никому не мешал. Всем участникам хватило публики, тем более, что многие из них выступали в течение вечера и части ночи на разных площадках по 2-3 раза, как рок-бард Миша Лузин (кстати, бывший сотрудник издания «АиФ на Урале»).
Прекрасные песни экс-лидера екатеринбургской группы «Кедры-выдры» можно было послушать как в клубе, так и на улице. Ещё одно открытие — коллектив бывшего «кавээнщика» из Екатеринбурга Сергея Бабинцева — Patric Cash, играющий симпатичный романтический рок. Окунувшись в музыкальный мейнстрим, потанцевав под музыку диско-ветеранов «Баккару» и «Джой», послушав русский шансон от Трофима, можно было оказаться на шаманском спектакле, устроенном на сцене Театра драмы датским коллективом «Хейлунг», играющим неофолк. Или послушать медитативную дзенскую музыку с джазовыми вкраплениями от японского мастера Кидзана Дайёси.
«Есть рестораны с широким ассортиментом, а есть те, где готовят всего одно блюдо, — комментировал мультижанровую направленность фестиваля Горенбург. — Так повелось, что Ночь музыки — «ресторан с широким ассортиментом», у нас звучит музыка на любой вкус. Думаю, что это и в будущем надо оставлять как главную фишку фестиваля».
«Какова основная цель этого бесплатного мероприятия?», — не удержавшись, спросил я его идеолога.
«Было бы неплохо сделать наш город, из которого мы точно никуда не собираемся уезжать, популярным местом на туристической музыкальной карте мира, — сказал Горенбург. — Место-то хорошее. Войны не было. Это город добра, люди здесь правильные. После потопа только мы и останемся (смеётся). У нас есть, чем похвастаться: Большой шигирский идол, первый президент России, граница Европы и Азии. Хотя в прошлом году я прочитал материал о том, что жители Барселоны уже утомились от нескончаемого массового потока туристов и стали выступать против них. У меня тоже стали появляться мысли: «А правильно ли мы делаем? Жили себе тихо-мирно…».
Уже в этом году на «Ночь музыки» были организованы автобусные туры из соседних городов — Тюмени, Кургана и Челябинска. А на концерт скандинавского «Хейлунга» зарегистрировалось даже несколько граждан Новой Зеландии, но доехали ли они в результате до Екатеринбурга, история умалчивает.
Хотелось успеть послушать всех, поэтому, передвигаясь от площадки к площадке, пришлось пользоваться автомобилем. Ровно до тех пор, пока сотрудники ГИБДД в самый пик фестиваля не приостановили движение в центре (по улицам Ленина и Малышева) — так много было желающих приобщиться к прекрасному.
И уже ловя первые солнечные лучи во время традиционного исполнения песни «Луч солнца золотого» я поймал себя на мысли, что от фестиваля осталось странное сладкое послевкусие. Было очень здорово! Но осталась лёгкая неудовлетворённость, потому что не удалось увидеть всё из запланированного. Но в следующем году я обязательно всё наверстаю.
Короткая справка: Общая смета фестиваля составила порядка 42 млн рублей (из них Президентский грант — 10 млн рублей). 26 хедлайнеров (примерно 5% от всего количества музыкантов) выступали за гонорары, остальные 95% музыкантов, включая большие симфонические оркестры, — бесплатно.