Махмуд танцевал, сколько себя помнил. В 7 лет уже отплясывал на чеченских свадьбах под громкие аплодисменты взрослых. А через год напросился в кочевой цирк, который колесил по Северному Кавказу. Родители были недовольны, но сын оказался очень упрямым – к своей цели шел напролом. В цирке Махмуд научился не только разнообразным па – он стал пародировать известных личностей.
Через два года, когда Махмуду было 10 лет, он повстречался с Любовью Орловой. Актриса приехала в Чечню, и кто-то мимоходом при встрече с ней обронил, что есть тут у них мальчик, который мало того что хорошо танцует, так и очень здорово ее пародирует. Орлова заинтересовалась. Махмуда тут же нашли и представили ей. Она попросила показать его пародию на нее. Ну, он и показал, да так, что знаменитая актриса смеялась до слез. Уезжая, она сказала мальчику, что его ждет большое будущее. Эсамбаев запомнил эти слова на всю жизнь.
В 1939 году он стал студентом Грозненского хореографического училища. Во время войны студенты этого учебного заведения ездили на фронт, выступали перед бойцами, ранеными. В одну из таких поездок начался обстрел. Махмуд не успел укрыться и получил ранение в ногу.
«О танцах забудь», – твердили врачи. Никто из них не мог поверить, что с изуродованной ногой можно танцевать даже на домашней вечеринке, не говоря уже о сцене. Но Махмуд даже и не думал о такой «перспективе». Превозмогая боль, он продолжал тренироваться, и в 1943 году вновь стал выходить на сцену Пятигорского театра оперетты.
Но через год Махмуду пришлось оставить сцену – несколько народов, в том числе и чеченский, были выселены из своих родных мест. Семью Эсамбаева депортировали в Киргизию. Первыми уехали родители. Махмуд отправился следом. Маму на новом месте он уже не застал – она не смогла пережить того, что ее выгнали из родного дома.
Махмуд как мог пытался помочь семье: устроился преподавателем народного танца, потом преподавал бальный танец. Очень быстро молва о талантливом молодом человеке разнеслась и по Киргизии. И вскоре он уже танцевал на сцене Киргизского театра оперы и балета. Более того, Махмуда Эсамбаева считают первым мужчиной, который стал танцевать на территории Киргизии. В Киргизии Махмуд прожил долгих 12 лет, заработал себе имя. А в 1957 году, заручившись согласием супруги Нины, продав все, что нажили – ковер и швейную машинку – отправился покорять Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Денег хватило только на билет. Ночевать Махмуд остался на одном из московских вокзалов. В Москве было холодно, голодно, но Эсамбаев ждал своего часа. И дождался. В Киргизии родня припала к радио. С замиранием сердца они вслушивались в каждое имя в каждой номинации. Каково же было ликование, когда несколько раз диктор произнес: «Победителем стал Махмуд Эсамбаев». Жена и дочка обнимались и плакали. На фестивале Махмуд получил три медали, стал победителем в двух номинациях.
Эсамбаев перебрался в Москву и стал выступать в популярном в те времена коллективе «Звезды советского балета». Каждый его танец, как говорила Галина Уланова, был законченным балетом и каждый имел свое название: «Воин», «Бамбук», «Охотник и орел», «Чабан», «Макумба». Эсамбаев постоянно изучал танцы, движения народов мира и по их мотивам создавал свои танцы-балеты.
Поняв, что ему тесно в большом коллективе, Эсамбаев создает свою труппу, где экспериментирует, совершенствует, тренирует. Говорят, при постановке каждого танца всегда пользовался секундомером – чтобы каждое движение укладывалось в определенное количество секунд, чтобы все было идеально. Эсамбаев создал свою программу «Танцы народов мира», которая стала его визитной карточкой и прославила его на весь мир.
Махмуд Эсамбаев был любим властями – как советскими, так и российскими. Он получал звания, награды, но все равно не мог забыть того, как поступили с его семьей, что сотворили с его родным домом. И однажды, будучи на вечере в Большом театре, где собрались не только звезды балетной и оперной сцены, но и высшее руководство страны, Эсамбаев встал и сказал: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне! И все, кто за это не выпьет!». Зал замолчал. А потом все подняли бокалы и выпили.
Эсамбаев мечтал о том, что на его родине наступит мир, что на месте разрушенных зданий появятся новые, а люди не будут бояться выходить на улицу. К сожалению, великому танцору было не суждено увидеть это время. Его не стало 7 декабря 2000 года.