Будущая звезда советского кинематографа Елена Соловей родилась 24 февраля 1947 года в советской оккупационной зоне Германии в военном гарнизоне под названием Нойштрелиц. Отец её был артиллеристом, фронтовым офицером, участником советско-финской и Великой Отечественной войны. Мать — фронтовая медсестра. Вряд ли родители могли даже предположить, что дети Елены и их правнуки будут жить в Америке.
Любовь ее жизни
Из Германии семья переехала в Красноярск, где и прошло детство Елены Соловей. Позже Елена приедет в столицу и поступит во Всесоюзный государственный институт кинематографии. С первого раза поступить не удалось. Так как сидеть на шее у родителей девушка не хотела, Елена устроилась в одну из московских школ учительницей музыки. Во ВГИКе, куда она все же поступила, все педагоги отмечали талант девушки и считали ее лирической героиней.
Снимаясь в кинокартине 1971 года «Драма из старинной жизни», Елена знакомится с любовью своей жизни. Юрий Пугач — известный ленинградский художник-постановщик. По окончании съёмочного периода Елена переезжает к любимому в Ленинград, отказавшись от заманчивого предложения — места в труппе Малого театра. Вскоре она станет его женой. В северной столице карьера складывается удачно и в кино, и в театре. Актриса удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, зачислена в штат «Ленфильма». В 1983 году актриса активно играет в постановках Академического театра им. Ленсовета.
Впрочем, она регулярно уезжает в съемочные экспедиции. Самые популярные у зрителя фильмы с участием Елены Соловей 70-80-х годов: «Король-олень», «Жизнь Клима Самгина», «Драма из старинной жизни», «Ищите женщину», «Вам и не снилось...», «Блондинка за углом», «Единожды солгав» и др. Но, безусловно, настоящая актёрская слава к ней приходит после главной роли в кинофильме Никиты Михалкова «Раба любви».
Как рассказывала после актриса, они с Михалковым очень долго не могли сойтись в трактовке её роли в картине. Героиня категорически не нравилась Елене такой, какой её видел режиссёр. Они подолгу спорили. И только в середине съемок, по признанию Соловей, она неожиданно осознала, что Михалков прав.
После «Рабы любви» Елена Соловей сыграла ещё и в других фильмах Никиты Сергеевича и каждый раз её ждал огромный успех. «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» получили признание критики и многие премии, в том числе и международные.
После «Рабы любви» режиссёры завалили Соловей предложениями ролей.
В роли Женщины
Но главной своей ролью она считала роль Женщины. Актриса без сожаления отказывалась от работы, если это хоть как-то мешало семье. А уж когда Соловей была беременна, она и подавно не хотела рисковать ради карьеры здоровьем будущих детей, покидала театральную сцену и отказывалась от киносъёмок, чтобы спокойно выносить дочь Ирину и сына Павла.
Особенно в кинематографическом мире запомнился отказ Соловей от роли Миледи в «Д’Артаньян и три мушкетёра». Хотя на момент съёмок животик у актрисы был ещё совершенно не виден, да и с помощью исторических костюмов беременность можно было легко скрыть. Но Соловей категорически отказалась от роли, принесшей впоследствии настоящую славу другой известной российской актрисе — Маргарите Тереховой. Интересно, что Соловей коллегу поздравила, посмотрев картину. Сказала, что та блистательно справилась с очень непростой ролью.
В конце 80-х в стране началась неразбериха, и муж предложил Елене Соловей эмигрировать. В 1991 году семья переехала в Соединённые Штаты и поселилась в Нью-Джерси. Сначала супруг Елены Яковлевны трудился ювелиром, а актриса сидела с детьми. Со временем Соловей сама стала работать, вела передачу на русском радио. Благодаря ее стараниям появилась актерская студия «Этюд» для русскоязычных детишек. А сегодня Соловей преподает актерское мастерство в крупном американском университете и периодически снимается у американских режиссёров, если тем по сюжету нужна русская женщина.