140 лет назад, 5 ноября 1878 г. уездный город Саратовской губернии Хвалынск, славный до сих пор только стерлядками и яблоками, сделал первый шаг к тому, чтобы прославить себя и в искусстве. В семье сапожника и горничной родился ребёнок, которого назвали Кузьмой. Фамилия его до сих пор вызывает приступ хорошего настроения у школьников, которым задают очередное «сочинение по картине» — Петров-Водкин.
Судьба его была полна таких поворотов и зигзагов, что даже простой их подсчёт может утомить. Поэтому мы подобрали пять самых важных и интересных фактов из биографии художника.
1. Как известно, путь художника Айвазовского в большую живопись начался с того, что он расписывал заборы, как сейчас сказали бы, граффити. Согласно преданию, его рисунки заметил градоначальник Александр Казначеев и принял участие в судьбе подростка.
Путь Петрова-Водкина был куда более извилист. А, главное, гораздо опаснее. Первую свою работу он написал на консервной жестянке. Изображены там были головы тонущих людей и лодка на фоне неба, расчерченного молниями. Надпись гласила: «Погибший за других. Вечная тебе память!»
Смысл изображения прост. Незадолго до этого маленький Кузьма попробовал переплыть Волгу. На середине реки понял, что сил доплыть больше нет — ни туда, ни обратно. Спас его перевозчик Илья Фёдорович Захаров, один из лучших пловцов города. Спас, а через неделю погиб сам, вытаскивая очередного тонущего.
2. Иногда люди под впечатлением от работы Петрова-Водкина времён Первой мировой войны «Богоматерь Умиление злых сердец» говорят, что Кузьма Сергеевич, дескать, зарыл свой талант в землю — ему бы иконописцем стать, и цены бы такому мастеру не было.
Они и сами не подозревают, насколько правы. Поначалу Петров-Водкин действительно метил в иконописцы. И, пока отбывал свои четыре класса городского училища, свёл знакомство с местными церковными художниками и пытался им подражать, очень скоро обретя свой язык. Но многообещающая карьера богомаза не состоялась по забавной причине.
Бабка Петрова-Водкина Федосья принесла в храм икону своего внука «Богоматерь с гневающимся младенцем» — святить. На что получила от отца-благочинного гневное: «Плясовица, а не Матерь Божья! Глазами стрекает! Святить не буду!».
В другом храме доску всё-таки освятили, заметив при этом: «Видать живопись картинная благочинному нашему не по нутру пришлась». Именно так, рано и на практике Петров-Водкин осознал ту тонкую грань между живописью и иконописью, сделав выбор в пользу первой.
![Автопортрет. Кузьма Петров-Водкин. 1918 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/007/254/481835a9b8329f756433a55d418ec114.jpg)
3. Падение падению рознь. Чаще всего оно оканчивается расквашенным носом, а то и более серьёзными травмами. Лишь крайне редко, как в случае с Исааком Ньютоном, какое-либо падение, например, падение яблока, может навести на глубокие мысли. И тогда формулируется закон тяготения.
История Петрова-Водкина демонстрирует именно второй вариант. Он гулял в окрестностях родного города по холмам, споткнулся и рухнул. Вот что из этого вышло: «Когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал. Решив, что впечатление, вероятно, случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше... Самое головокружительное было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене». Это явление художник назвал сферической перспективой. И самую знаменитую свою картину — «Купание красного коня» — написал, ориентируясь именно на это явление.
12 главных картин Кузьмы Петрова-Водкина
![«Купание красного коня» — легендарная, известная каждому картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность. Именно это изображение установлено на въезде в Хвалынск, там где он родился.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/c51d05fb4423ee833cab7fdd94d1cca2.jpg)
![«Черемуха в стакане». Одна из наиболее известных работ советского живописца К. С. Петрова-Водкина, выполненных в жанре натюрморта и относящихся к периоду 1930-х годов.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/b23d01d000b31bceb196b92a85d3f431.jpg)
![«Девочка с куклой». Это портрет Татьяны Пилецкой, будущей знаменитой актрисы. Художник был вдохновлен природной грацией маленькой девочки и писал картину быстро.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/9a5ce4dfcf2e474a04e8f3bf06e5d92a.jpg)
![«Богоматерь Умиление злых сердец», 1915. Художник изобразил Богородицу с головой, покрытой красным платком. Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на неё. Петров-Водкин создал трепетный и возвышенный образ, один из самых сильных по глубине воздействия в своём творчестве.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/2f98c4bb94c9026153857e9a0775f537.jpg)
![«Портрет Анны Ахматовой», 1922 год. Один из самых знаменитых портретов великой поэтессы.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/f685998af468ea6bf842dc9853bca91b.jpg)
![«Портрет мальчика», 1913 год. Искусствоведы считают, что глубина мальчишечьих карих глаз говорит о доброте подростка. Он готов принять всё, что его ожидает в будущем. Он готов к этому. После написания этого шедевра Петров-Водкин не раз еще изобразит на своих полотнах милых ласковых детишек от мала до велика.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/09fa0e385a1fb49df02e1122e3601acf.jpg)
![«Селедка», 1918 год. В своих работах Петров-Водкин использовал всегда необычную манеру изложения событий, изображения привычных всем вещей. Какая-то невидимая особенность объединяла все его труды. Отход от мелких деталей и глубина того немного, что есть на полотне, - свойственная черта для картин этого художника.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/424c439de8d67b658bd21a4e931538eb.jpg)
![«1919 год. Тревога», 1934. На картине изображено малоимущее, нуждающееся семейство, в которой подрастают маленькие дети. В каждом предмете интерьера комнаты невооруженном глазом можно заметить исключительную бедность этих людей. Само название картины говорит нам о том, какой сейчас год. Время Гражданской братоубийственной войны, повсеместного человеческого страдания, горя, лишения всех средств к спокойной, нормальной жизни.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/81ee29df412e0c8da263931aec5cf024.jpg)
12 главных картин Кузьмы Петрова-Водкина
![«Купание красного коня» — легендарная, известная каждому картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность. Именно это изображение установлено на въезде в Хвалынск, там где он родился.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/c51d05fb4423ee833cab7fdd94d1cca2.jpg)
![Петров-Водкин, Автопортрет, 1918.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/6e99d9617eef53927db87f96bc3ee674.jpg)
![«Черемуха в стакане». Одна из наиболее известных работ советского живописца К. С. Петрова-Водкина, выполненных в жанре натюрморта и относящихся к периоду 1930-х годов.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/b23d01d000b31bceb196b92a85d3f431.jpg)
![«Портрет В. И. Ленина», 1934.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/7f075377535d7519c109d41e1108cecd.jpg)
![«Девочка с куклой». Это портрет Татьяны Пилецкой, будущей знаменитой актрисы. Художник был вдохновлен природной грацией маленькой девочки и писал картину быстро.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/9a5ce4dfcf2e474a04e8f3bf06e5d92a.jpg)
![«Богоматерь Умиление злых сердец», 1915. Художник изобразил Богородицу с головой, покрытой красным платком. Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на неё. Петров-Водкин создал трепетный и возвышенный образ, один из самых сильных по глубине воздействия в своём творчестве.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/2f98c4bb94c9026153857e9a0775f537.jpg)
![«Портрет Анны Ахматовой», 1922 год. Один из самых знаменитых портретов великой поэтессы.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/f685998af468ea6bf842dc9853bca91b.jpg)
![«1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/1c865c1f3d44c1920d9126951108e438.jpg)
![«Портрет мальчика», 1913 год. Искусствоведы считают, что глубина мальчишечьих карих глаз говорит о доброте подростка. Он готов принять всё, что его ожидает в будущем. Он готов к этому. После написания этого шедевра Петров-Водкин не раз еще изобразит на своих полотнах милых ласковых детишек от мала до велика.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/09fa0e385a1fb49df02e1122e3601acf.jpg)
![«Селедка», 1918 год. В своих работах Петров-Водкин использовал всегда необычную манеру изложения событий, изображения привычных всем вещей. Какая-то невидимая особенность объединяла все его труды. Отход от мелких деталей и глубина того немного, что есть на полотне, - свойственная черта для картин этого художника.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/424c439de8d67b658bd21a4e931538eb.jpg)
![«1919 год. Тревога», 1934. На картине изображено малоимущее, нуждающееся семейство, в которой подрастают маленькие дети. В каждом предмете интерьера комнаты невооруженном глазом можно заметить исключительную бедность этих людей. Само название картины говорит нам о том, какой сейчас год. Время Гражданской братоубийственной войны, повсеместного человеческого страдания, горя, лишения всех средств к спокойной, нормальной жизни.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/81ee29df412e0c8da263931aec5cf024.jpg)
![«Фантазия», 1921.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/352/f3acd55ea51dc8557fa8c61800ed66d5.jpg)
4. В 1901 г. Петров-Водкин — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И, как многие другие, этот студент думает отправиться за границу — так сказать, за впечатлениями. Однако у него, в отличие от этих самых «других», на полноценное путешествие не было денег. И тогда Кузьма Сергеевич придумал остроумный ход. В московском салоне немецких велосипедов, которые не пользовались спросом, он арендует экзотическую двухколёсную машину и едет на ней в Европу — по маршруту Москва — Мюнхен. С условием рекламировать салон-магазин. Реклама удалась на славу. Особенно в Польше. Там Петров-Водкин выигрывает на своём велосипеде гонки. Но не на скорость, а наоборот — на самую медленную езду. Победитель получает призовые деньги, которых как раз хватает, чтобы бросить неудобную машину и добраться до цели по-человечески — на поезде.
5. По возвращении из-за границы Петров-Водкин собирается влиться в заманчивый мир богемы — «элиты живописи» того времени. И пробует наладить знакомство с Александром Бенуа. На что получает барскую отповедь: «Ну что это за фамилия — Водкин? А имя какое — Кузьма? Ему бы в сапожники идти, а он мнит себя человеком искусства».
Такое не забывается, и впоследствии художник относился к богеме с нескрываемым презрением. Особенно в моменты своих — довольно частых — триумфов. Скажем, когда поэт Рюрик Ивнев решил сделать комплимент новой «культовой фигуре живописи» по случаю успеха картины «Купание красного коня», между ними состоялся характерный диалог.
Ивнев — в бархатной куртке, взгляд с поволокой, томно:
— Сколь прекрасен ваш алый конь и юноша-мессия!
Петров-Водкин, с нескрываемым ехидством:
— Конь хорош, не спорю... А мессия ваш — с голой ж...й!