Одарённая, трудолюбивая, невероятно артистичная Алла Шелест имела все шансы стать кумиром миллионов людей. Её ставят в один ряд с такими выдающимися балеринами, как Галина Уланова, Марина Семёнова, Майя Плисецкая. И всё же на долю Шелест не выпало даже малой доли той огромной популярности, которая была у её коллег по сцене. Что помешало артистке добиться всемирного признания? В день рождения балерины АиФ.ru рассказывает историю её жизни.
Начало
Алла Шелест родилась 26 февраля 1919 в Смоленске. Её мать — внучка статского советника, отец — врач. Родители баловали ребёнка, но были не готовы к профессиональному выбору дочери. Однако она настояла на своём и поступила в известное Ленинградское хореографическое училище на улице Зодчего Росси. Первые шесть лет ей преподавала Гердт. Елизавета Павловна называла Аллу любимой ученицей. Но, когда до выпуска оставался всего один год, Гердт вынуждена была уехать в Москву. Обучением балерины занялась легендарная Агриппина Ваганова. Взаимопонимание с новым педагогом возникло не сразу. Она была строга и требовательна. Но, как истинный профессионал, Ваганова сразу же отметила природные данные своей новой подопечной: большой шаг, стремительное вращение, огромный прыжок. Агриппина Яковлевна доверила начинающей артистке партию Дианы в балете «Эсмеральда», и Алла не подвела учителя.
В 1937 году Шелест окончила обучение и попала в труппу Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (сегодня Мариинский театр — прим. ред.). Это важное для её жизни событие совпало с отставкой художественного руководителя балетной труппы — Вагановой. Тогда многие отвернулись от Агриппины Яковлевны, но Аллы не было в их числе. Танцовщица отказалась принимать участие в массовой травле.
Судьба наградила Шелест невероятным талантом, но вместе с тем не дала шанса проявить его в полной мере. Когда она пришла в театр, там уже блистали Уланова, Дудинская, Вечеслова. Начинать было непросто. Ей редко доставались ведущие партии, однако в короткие четыре года, которые были отпущены артистке до войны, Алла успела обрести своего зрителя и стать балериной, на имя которой публика шла в театр.
Испытание войной
Когда началась блокада Ленинграда, Алла осталась в городе. У матери случился сердечный припадок, выехать им не удалось. Тем временем родной театр был эвакуирован в Пермь. Но Шелест не переставала танцевать. Голодная, из последних сил она выходила на сцену Филармонии. В этот период своей жизни балерина не раз была на грани смерти. Однажды ей предложили выступить в госпитале. Не желая оставлять мать одну, Алла отправилась на концерт вместе с ней. Вдруг раздался вой сирен, с неба полетели бомбы. Мать и дочь чудом остались живы. Но возвращаться им было некуда, от дома остался один фундамент.
Ещё один обстрел балерина пережила вместе с Вагановой. Алла и Агриппина Яковлевна шли на улицу Росси, где прославленный педагог иногда занималась с оставшимися в городе артистами. Когда начали разрываться снаряды, Шелест неожиданно для себя самой стала делать батманы. Взрыв — взмах ноги. Другой — взмах ноги. А вместо пуантов — папины валенки 44-го размера. Балерина не могла остановиться, Ваганова тоже не знала, как утихомирить свою спутницу. Остаток пути до назначенного места женщины преодолели с причитаниями Агриппины Яковлевны и батманами Шелест.
Когда у матери случился второй сердечный припадок, Алла поняла, что может потерять её. Семья решилась выехать из города по Дороге жизни, вместе с ними блокадный Ленинград покинула и Ваганова.
Разрушенные мечты
После воссоединения с труппой театра Шелест стали давать ведущие партии. Именно там, в Перми, балерина станцевала Одиллию в «Лебедином озере», Гаянэ в одноимённой постановке Арама Хачатуряна. Когда война и эвакуация закончились, Алла вернулась в родной город с большими надеждами. Но талантливая артистка откровенно раздражала некоторых коллег. Особенно невзлюбила Шелест Наталия Дудинская. Её неприязнь обострилась после того, как Алле дали возможность станцевать главную партию в балете «Лауренсия». Изначально в этой роли блистала сама Дудинская. Казалось, что никто не сможет повторить, а тем более, превзойти её успех. Но Шелест сумела это сделать и тем самым нажила себя злейшего и при этом очень влиятельного врага. Ситуацию не смогли исправить даже симпатии вождя, однажды высказанные им под впечатлением от выступления балерины. Сталин посетовал, что талантливая артистка очень мало задействована в постановке.
Шелест всю жизнь находилась в тени ведущих солисток, ей доставались вторые и третьи составы, в крайнем случае она заменяла заболевших коллег. Как- то раз танцовщице, словно в насмешку, предложили исполнить партию Красной Шапочки в «Спящей красавице». Роль принцессы Авроры была за Дудинской, Улановой и Семёновой, Алла могла только мечтать о ней. Свою первую Жизель балерина станцевала лишь спустя 20 лет работы в театре!
Несмотря на все козни и угрозы, которые регулярно поступали в адрес артистки, она умела превратить свои второстепенные партии в главные. Некоторые зрители специально приходили на первый акт «Дон Кихота», где Шелест блистала в образе Уличной танцовщицы. Увидев любимую исполнительницу, они покидали театр.
Мимолётные успехи
Конечно, в биографии Аллы Шелест были и светлые моменты. В 1953 году она стала первой советской балериной, которая выехала на гастроли в Англию. Её танец произвёл настоящий фурор, чопорные британцы были в восторге. В ту поездку артистка познакомилась с примой-балериной лондонского Королевского балета — Марго Фонтейн. В их следующую встречу в Ленинграде Шелест преподнесла танцовщице золотую брошь, а Фонтейн подарила своей советской подруге дефицитные в то время капроновые чулки.
В 1956 году Леонид Якобсон специально для балерины создал партию Эгины в «Спартаке». А затем поставил миниатюру «Вечный идол». Пока хореограф работал в театре, Алла смогла на время забыть о своей невостребованности.
Конечно, для такой творческой натуры, как Шелест, было вполне естественным поставить балет. Это желание она воплотила вместе со своим первым супругом Юрием Григоровичем. Их совместная работа — «Каменный цветок» — была представлена зрителям в 1957 году. Но на премьере спектакля балерина сидела в зале, а на сцене блистала Алла Осипенко. Пути Шелест и Григоровича разошлись после его переезда в Москву.
О своём увольнении на пенсию Алла Яковлевна узнала, прочитав приказ на доске объявлений. Ей было всего 44 года. Уход со сцены артистка переживала болезненно, хотя вида не показывала. Она полностью окунулась в педагогическую деятельность. Теперь уже бывшая балерина преподавала не только в России, но и за рубежом.
Особый период жизни Шелест связан с Самарой (г. Куйбышев до 1991г. — прим. ред.). В 1966 году по приглашению главного балетмейстера Куйбышевского театра Натальи Даниловой Алла Яковлевна поставила на его сцене балет «Дон Кихот». А с 1970 по 1973 гг. заняла пост главного балетмейстера. Всего за три года совместно с Рафаилом Вагабовым Шелест создала «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Тщетную предосторожность» и «Жизель». Благодаря стараниям Аллы Яковлевны, в труппе театра появились выпускницы Ленинградского хореографического училища. Куйбышев для балерины — не только город, где она смогла реализовать себя как постановщик, здесь же она обрела и своё женское счастье, выйдя замуж за Рафаила Вагабова.
Кстати, именно в Самаре, а не в Санкт-Петербурге в честь легендарной балерины появились традиционные шелестовские фестивали классического балета. Третий по счёту, в 1997 году, был приурочен к 60-летию творческой деятельности Аллы Яковлевны. К сожалению, до следующего фестиваля, как и до своего 80-летнего юбилея, балерина не дожила. Она скончалась 7 декабря 1998. Спустя несколько лет в память о супруге Рафаил Вагабов написал роман, посвящённый творчеству Аллы Шелест, которому дал название одноимённой миниатюры Якобсона — «Вечный идол». Для многих Алла Яковлевна действительно была идолом, хотя ей так и не дали раскрыться в полной мере и стать балериной, чьё имя могло греметь не только на всю Россию, но и далеко за её пределами.