Его комедии — это простые и понятные истории, созданные с подлинным вкусом и деликатностью, присущей мастеру. АиФ.ru вспоминает биографию замечательного режиссёра, считавшего, что «юмор — это отмычка, открывающая все двери».
Романтика голодных лет
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Детство его никак нельзя назвать беззаботным — страшные военные годы приучили Рязанова ценить каждый момент жизни и быть благодарным даже за кусок чёрного хлеба, который выдавался по карточкам.
Одной из главных его радостей стало чтение. Рязанов научился читать в три года и с тех пор не мог оторваться от волшебного мира литературы. В третьем классе будущий режиссёр подделал школьную справку, чтобы получить в библиотеке книги, предназначавшиеся пятиклассникам, а в восьмом уже был твёрдо уверен, что станет писателем.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/bf/301424/c19fe56816c674a97e8812e4e9568bee.jpg)
«Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко, — писал он впоследствии. — А я её совершенно не знал. Моё тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то военное время. Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой чёрного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку; умение готовить обед почти что из ничего; наука нянчить младшего брата — всё это было буднями, прозой. А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далёких странах, о небывалых приключениях, больших страстях».
Так думал Рязанов, задумавший окончить десятый класс экстерном и отправиться в большое путешествие, подобно своему кумиру Мартину Идену. Одиннадцать трудных экзаменов — и вожделенный аттестат оказался в его руках.
Холодный приём
Большое путешествие отменилось буквально в момент, когда Эльдар Рязанов встретил своего одноклассника. Тот собирался поступать во ВГИК, и, услышав об этом, Рязанов тут же взял документы, тетрадку со стихами и отправился покорять приёмную комиссию. На одно место претендовали 25 абитуриентов — отбор был очень жёстким. Вступительные экзамены прошли «со скрипом», и Рязанова приняли на первый курс с условием испытательного срока: плохие отметки в первом семестре повлекли бы за собой моментальное исключение.
«Институт меня принял условно, да и я в него тоже поступил весьма условно. Любви друг к другу мы не питали: ни я к институту, ни институт ко мне», — вспоминал потом Рязанов.
Мастер курса Григорий Михайлович Козинцев тоже не слишком верил в талант самого юного своего студента, и к концу второго курса его терпение иссякло. «Знаете, дорогой Элик, нам всё-таки придётся с вами расстаться. Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды», — предупредил Козинцев… И услышал отчаянный ответ: «Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить тогда». Известный режиссёр не нашёл, как возразить дерзкому студенту, и Рязанов был «помилован».
Карнавал будет!
Несмотря на все препятствия, Эльдар Рязанов окончил ВГИК с отличием — и наконец-то исполнил свою мечту о великом путешествии. Пять лет он снимал документальное кино в разных уголках необъятной страны — от Сахалина до Комодорских островов.
![Эльдар Рязанов.](https://aif-s3.aif.ru/images/007/444/8300e87c1fc024b145f3a6b95afdc855.jpg)
Эльдар Рязанов на съемочных площадках своих легендарных фильмов
![Эльдар Рязанов (справа) и актриса Татьяна Шмыга слева на съемках фильма «Гусарская баллада». 1962 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/d32220524bd0f46051147e270c59fb20.jpg)
![Эльдар Рязанов на съемках советско-итальянского фильма «Приключение итальянцев в России». 1973 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/852aa255dd450cff0aa590ce421e4bf3.jpg)
![Эльдар Рязанов, Лариса Гузеева и Никита Михалкова во время съемок фильма «Жестокий романс». 1983 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/f219f2f28c1b0eec28c9bab661daf202.jpg)
Эльдар Рязанов на съемочных площадках своих легендарных фильмов
![Эльдар Рязанов (справа) и актриса Татьяна Шмыга слева на съемках фильма «Гусарская баллада». 1962 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/d32220524bd0f46051147e270c59fb20.jpg)
![Эльдар Рязанов на съемках советско-итальянского фильма «Приключение итальянцев в России». 1973 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/852aa255dd450cff0aa590ce421e4bf3.jpg)
![На съемках фильма «Ирония судьбы или С легким паром». 1975 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/85c8ded658530b29a4ac40c27112c40f.jpg)
![Эльдар Рязанов на съемках фильма «Служебный роман». 1977 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/0b1f2e2b5f922e3c46e2b97c6e2221d4.jpg)
![Эльдар Рязанов на съемках фильма «Служебный роман». 1977 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/f0e72379ef9a9d7ca1110c77654afc7f.jpg)
![Эльдар Рязанов на съемках фильма «Служебный роман». 1977 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/c7cdd478624a88443571b8276cc507a6.jpg)
![Эльдар Рязанов за рабочим столом на даче. 1978 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/397defd6d075551595ee19bb860850f2.jpg)
![Эльдар Рязанов на съемочной площадке фильма «Гараж». 1980 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/7a3c9400be506d27e1ffe3b84d846669.jpg)
![Съемки фильма «Вокзал для двоих». 1982 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/e0c80896c3de64357f1a8da3de14ac6f.jpg)
![Съемки фильма «Вокзал для двоих». 1982 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/30bddbc5617568844d77953ed21c7c3d.jpg)
![Эльдар Рязанов, Лариса Гузеева и Никита Михалкова во время съемок фильма «Жестокий романс». 1983 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/f219f2f28c1b0eec28c9bab661daf202.jpg)
![Эльдар Рязанов во время съемок фильма «Жестокий романс». 1984 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/b95b0c57318307d050785841d28d0bed.jpg)
![Эльдар Рязанов на киностудии «Мосфильм». 2004 год.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/874/2b74fb4b1c2940ee4845323b7ba0bdbb.jpg)
Огромное влияние на становление творческого почерка Рязанова оказал Сергей Эйзенштейн, который одним из первых разглядел его талант и много помогал советами. Ещё одним «крёстным отцом» Рязанова в профессии стал властелин киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев. Именно он в 1955 году буквально «всучил» начинающему режиссёру сценарий «Карнавальной ночи». Отказ не принимался категорически, а Пырьев вдобавок остался номинальным режиссёром картины. Съёмки превратились в великое противостояние, и, конечно, Рязанов раунд за раундом проигрывал всесильному мэтру. Началось всё с исполнителя роли заведующего ДК Серафима Огурцова. Эльдар Рязанов утвердил на эту роль актёра Петра Константинова, но Пырьев выступил против этой кандидатуры — по его мнению, чиновник должен был выглядеть смешно и нелепо, но ни в коем случае не пугающе. В итоге Огурцова блестяще сыграл Игорь Ильинский — 2:0 в пользу Ивана Пырьева.
Но эта битва шла внутри коллектива, а на внешнем рубеже Пырьев стал для Рязанова настоящим защитником. Молодой режиссёр допускал много ошибок, тратил километры плёнки и срывал сроки, но директор «Мосфильма» сделал всё, чтобы Эльдара Рязанова не сняли с постановки.
«Несмотря на множество конфликтов, неизбежных между двумя упрямцами, я понимал, что Иван Александрович желает мне добра. И не только желает, но и делает его. И я платил ему самой искренней симпатией и нежностью, что не мешало нашим препирательствам», — вспоминал Рязанов.
Славные годы
Следующие 30 лет стали для Эльдара Рязанова очень успешными. «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» — каждый из этих фильмов можно пересматривать бесконечно. Конечно, не всё шло гладко: например, разрешение на «Гусарскую балладу» тоже с боем выбивал Пырьев, зато исполнительница главной роли Лариса Голубкина была утверждена с первой пробы и стала настоящим открытием нашего кинематографа.
А вот Юрия Деточкина — то есть Иннокентия Смоктуновского — пришлось уговаривать сняться в «Берегись автомобиля». Актёр был болен и отказался от съёмок, так что режиссёру пришлось лично ехать в Ленинград, чтобы убедить Смоктуновского выполнить своё обещание.
Непросто было работать и с «Иронией судьбы». Рязанов долго искал актрису на главную роль. Всем высочайшим требованиям режиссёра отвечала только польская актриса Барбара Брыльска, которая, по счастью, оказалась свободна для съёмок. Но главное — это сама история о пьяных похождениях Жени Лукашина: из водевильной театральной пьесы Рязанов сделал удивительную лирическую историю на все времена. За этот фильм режиссёр, сценарист, композитор Микаэл Таривердиев и исполнители главных ролей были награждены Государственной премией.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/71/301479/188347982133aab4a0fba90eccd1e003.jpg)
Все без исключения актёры, работавшие с Рязановым, признают его огромный талант и небывалую требовательность, которая оправдана качеством его работ.
«Я очень хотела сняться у Рязанова в главной роли, — вспоминает актриса Татьяна Догилева. — И вот однажды он позвонил с предложением попробоваться на роль Лиды в "Забытой мелодии для флейты". Помимо меня Рязанов пробовал ещё четырёх актрис. В конце концов он меня утвердил, но на площадке кричал: "Как ты играешь! Что за дешёвка! Ты должна быть герцогиней!" Я заплакала. А он сказал: ”Вот так и надо”. А потом душевно так добавил: “Паразитка”».
Эльдар Рязанов говорил, что каждый его фильм — это исповедь, и очень переживал за те картины, которые были менее известны зрителю, чем его хиты. В новом веке режиссёр не прекращал работу: писал мемуары и стихи, а фильмы снимал всё реже. В 2006 году вышел его фильм «Андерсен. Жизнь без любви» — биография знаменитого сказочника, рассказанная невероятно трогательно и тактично.
Давным-давно, перед выходом «Карнавальной ночи», Эльдара Рязанова обвиняли в отсутствии вкуса — так злословили критики, ещё не видевшие самой картины. «Точное ощущение интонации картины во всех её компонентах несёт в себе от начала до конца фильма только один человек — режиссёр», — говорил Рязанов, чьи фильмы теперь являются главным наследием эпохи доброго и вечного отечественного кино.
Эльдар Рязанов скончался в возрасте 88 лет в ночь на 30 ноября в московской больнице от сердечной недостаточности. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Кино пострашнее любого наркотика». 10 правил Эльдара Рязанова
![«Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/b25bfad14e34f9a8c0532cf32c1ff6b1.jpg)
![«Когда встречаются кинематографисты, пусть разных поколений, пусть говорящие на разных языках, - они всегда легко поймут друг друга. Потому что их объединяет общее дело и его интересы. Ни с одним бизнесменом общего языка мне найти еще не удавалось».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/e3bdd75d2dd4b9b3ac7abc4e9a238983.jpg)
![«Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/442b100bcea9895d1d7ceb05236393e9.jpg)
![«Исповедальность - то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. Превосходит ее разве что музыка. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины - наверное, суть поэзии».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/f1de4b80a1039e5b35e7d830943100c7.jpg)
![«Те, кто постоянно критикуют наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/6e3ee4c24afccb0966f9230ef601f67f.jpg)
![«Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль - не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/cfa2ea2a1a2d6cd135a9b73ee3a6f9b9.jpg)
![«Кроме русского языка, нас ничего больше не объединяет. Я сегодня живу не в стране, а на своей территории».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/5808eb5fb0d054437cfdfbe080c47559.jpg)
![«Понимаете, я нормальный здоровый человек. Хотя считается, что большой художник должен быть не от мира сего и обязательно в голове должны ползать тараканы. А я от мира сего и с тараканами не знаком».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/3c6f84bcee274154bbab65dbf3386dad.jpg)
«Кино пострашнее любого наркотика». 10 правил Эльдара Рязанова
![«Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/b25bfad14e34f9a8c0532cf32c1ff6b1.jpg)
![«Когда встречаются кинематографисты, пусть разных поколений, пусть говорящие на разных языках, - они всегда легко поймут друг друга. Потому что их объединяет общее дело и его интересы. Ни с одним бизнесменом общего языка мне найти еще не удавалось».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/e3bdd75d2dd4b9b3ac7abc4e9a238983.jpg)
![«Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/442b100bcea9895d1d7ceb05236393e9.jpg)
![«Способность любить - это как талант, который либо дан человеку, либо нет».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/77d240ec3bbc654363d0f4ea10c44129.jpg)
![«Исповедальность - то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. Превосходит ее разве что музыка. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины - наверное, суть поэзии».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/f1de4b80a1039e5b35e7d830943100c7.jpg)
![«Те, кто постоянно критикуют наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/6e3ee4c24afccb0966f9230ef601f67f.jpg)
![«Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль - не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/cfa2ea2a1a2d6cd135a9b73ee3a6f9b9.jpg)
![«Кроме русского языка, нас ничего больше не объединяет. Я сегодня живу не в стране, а на своей территории».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/5808eb5fb0d054437cfdfbe080c47559.jpg)
![«Неважных периодов в жизни не бывает».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/67f10a535f222959ed52d0d6de833a4a.jpg)
![«Понимаете, я нормальный здоровый человек. Хотя считается, что большой художник должен быть не от мира сего и обязательно в голове должны ползать тараканы. А я от мира сего и с тараканами не знаком».](https://aif-s3.aif.ru/images/005/007/3c6f84bcee274154bbab65dbf3386dad.jpg)